«Познание»
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей со свойствами песка, отсутствие собственной формы, сыпучесть; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной).
Развивающие: развивать собственный познавательный опыт; расширять перспективу развития познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Воспитательные: поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность.
Материалы: стаканчики с песком, баночки с водой, магнит, трубочки, лупы, колбы, воронки. Пособие «Секреты неживой природы» (схемы), телевизор.
Ход занятия:
Дети сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Ребята встаньте в круг, представьте, что вы яркие маленькие звёздочки, возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь друг другу, мне. Теперь нам всем стало весело и радостно.
Ребята сегодня в наш детский сад пришла посылка с планеты Марс. Давайте её откроем и посмотрим, что там? Песок. А ещё здесь есть письмо.
Уважаемые дети.
Наша планета Марс — покрыта песком, помогите нам провести исследования, чтобы узнать свойства песка и где его можно использовать.
Ребята, вы хотели бы помочь марсианам?
Дети: да
Тогда я вас приглашаю в лабораторию института «Песка». Занимайте свои места. И так мы с вами стали научными сотрудниками института «Песка».
А что же делают в лаборатории?
Дети: проводят исследования, опыты.
Правильно, проводят опыты. А теперь, напомните мне, как нужно себя вести в лаборатории?
Дети: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Молодцы! Все правила помните. Начнём наши исследования.
Опыт 1. Возьмём стакан с песком и аккуратно насыплем его на клеёнку. Легко ли сыплется песок?
Дети: легко
Почему?
Дети: потому что песок сыпучий, лёгкий, рыхлый.
Обозначим схемой свойства песка. Прикрепим схему песка на доске.
Опыт 2. А сейчас проведём другой опыт. Возьмите лупы в руки, и рассмотрите, внимательно из чего состоит песок? Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Дети: песок состоит из песчинок, из мелких камешков
Как выглядят песчинки?
Дети: они очень маленькие
Какого они цвета, размера?
Дети: они коричневого, жёлтого цвета, круглые по размеру.
Опустите в песок магнит, что появилось на поверхности магнита?
Дети: к нему прилип песок
А как вы думаете почему?
Дети: потому что в песке присутствуют частички металла.
Какой вывод вы можете сделать?
Дети: песок состоит из песчинок, которые имеют разную окраску, форму, размер.
Правильно ребята, иди Таня прикрепи карточку.
Опыт 3.
С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками?
Дети: они улетают, двигаются, сдуваются
Какой вывод мы можем сделать на этот раз?
Дети: песок может двигаться
Правильно песок может двигаться, давайте прикрепим карточку, и я вам предлагаю отдохнуть и немного подвигаться.
Физминутка.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем,
И колени разминаем. (Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)
Отдохнули, ну а теперь возвращаемся и продолжаем исследовать песок.
Опыт 4.
А сейчас я возьму стакан с водой и насыплю в него сухого песка. Что произошло с песком?
Дети: песок осел на дно стакана
Посмотрите внимательно, что вы видите на поверхности воды? Это песочная пыль. А что будет, если воду размешать? Попробуй Юля. Что вы увидели?
Дети: вода стала грязной
Правильно, песочная пыль растворилась, окрасила воду. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: песок тяжёлый, пыль лёгкая, остаётся на поверхности, окрашивает воду.
Иди Никита прикрепи карточку на доску.
Опыт 5.
Ребята перед вами две воронки с песком, в одной сухой песок, а в другой влажный. Я одновременно буду наливать воду в эти воронки. Как вы думаете, в какой воронке вода быстрее пройдёт через песок?
Дети: …………
Сейчас мы это узнаем?
К какому выводу мы пришли?
Дети: сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Виталик прикрепи эту карточку на доску. (А теперь давайте подойдём к схемам и вспомним свойства песка)
Ребята, сегодня, наш герой-это песок. Давайте посмотрим и скажем, какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый; песок состоит из песчинок, которые имеют разную форму, окраску, размер; в песке присутствуют частички метала; песок может двигаться; изменяет свои свойства под воздействием воды — меняет цвет, окрашивает воду; может пропускать воду).
А где можно его встретить, где можно применить (варианты ответов детей). Я предлагаю посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок (на экране показаны слайды, где применяется песок: в строительстве — для изготовления бетона, цементного раствора; для изготовления стекла; при тушении пожара; в гололёд; в медицине — когда нужно что-то погреть; для детских игр; песком можно рисовать).
Давайте и мы с вами попробуем нарисовать песком звёздное небо и подарим нашу картину марсианам, вам нужно выбрать песок любого цвета и нарисовать девочкам — звёздочку, а мальчикам – комету (на ватмане приклеены звёздочки, детям нужно посыпать разноцветным песком каждый свою звёздочку) Вот какая картина у нас получилась.
Вы настоящие исследователи, вы сегодня провели очень интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства песка и где он используется.
Рефлексия.
Ребята, если вы считаете, что сегодня хорошо работали, узнали много нового и вам было интересно, возьмите жёлтую звёздочку, если вам не понравилось то возьмите, а если вам было немного грустно и не понравилось то синюю.
Я очень вами довольна и наши друзья марсиане тоже. И поэтому они дарят вам вот такие подарки.
Е.И. Надыкто
Воспитатель I категории детского сада комбинированного вида
№144 «Солнышко» г.Брянска
|