Песок…песочница…малыш… Казалось, что могло бы связывать эти слова? Я думаю, это – «Малыш, играющий с песком в песочнице». Эти три замечательных слова неразрывно связаны с ранним детством ребенка. Мы все привыкли к этому и нам очевидна картина детей, лепящих куличики в песочнице, возводящих замки из песка, украшенных веточками и цветами, дороги, тоннели для машинок, оформленные камушками и мосты над ними из палочек.
Малыш, играющий с песком, даже не подозревает, как этот процесс важен для его развития.
Песок – материал органический, любезно предоставленный нам самой природой, обладает рядом свойств: сыплется, когда сухой и лепится, когда сырой. Этим он и становится интересен нам, интересен детям. Это – подвижный материал и созданные из него формы можно легко изменить или любоваться какое-то время получившимся шедевром. Песок не горюч, не огнеопасен и, лишь смочив его водой, уже можно создавать неповторимые или известные фигуры. А также заполнять емкости, выкрасив в разные цвета, декорируя интерьер. Он уникален еще и тем, что даже из одной небольшой кучки песка можно создать много различных картин на стекле – песочная анимация, меняющаяся со скоростью кадра кинофильма. И еще картины из цветного песка в бутылках и, конечно же, огромного размера песочные скульптуры на городских выставках и конкурсах.
Скачать конспект
Однако, нашему малышу еще далеко до таких грандиозных масштабов. Он только знакомится с этим материалом, исследует его свойства и, открывая каждый день что-то новое для себя, незаметно продвигается в своем развитии.
Так как игровая деятельность является ведущей в раннем детстве и через игру ребенок познает мир, социализируется в обществе, интеллектуально и физически развивается, совершенствует речь и нравственные качества, то игра с песком не является исключением, а способствует развитию малыша во всех областях развития.
Нельзя переоценить важность в раннем детстве социализировать малышей, то есть научить общаться со сверстниками, со взрослыми как знакомыми, так и незнакомыми, усвоить нормы поведения, принятые в обществе. А достигается это у детей раннего возраста через близкое, тесное сотрудничество в игре: необходимость договариваться, уступать, делиться, подбирать атрибуты к игре. Это из области «Социально-коммуникативное развитие».
Играя с песком, ребенок развивает свои познавательные способности, исследует объекты, их свойства, учится взаимодействовать с ними, развивает память, воображение, любознательность и познавательную мотивацию. Все это из образовательной области «Познавательное развитие».
Дети в этом возрасте имеют разный уровень развития речи. Это зависит он многих причин. Но, как и любая другая, игра с песком имеет дидактическое обучающее значение. В данном случае ребенок, выполняя большое количество движений руками и пальчиками, развивает мелкую моторику, что является доказанным фактом влияния на речевую сферу ребенка. Также воспитывается звуковая культура речи малыша, происходит овладение речью, как средством общения, обогащается активный и пассивный словарь. Ребенок учиться озвучивать ход своих действий – монологическая речь, вступать в диалог с окружающими детьми и взрослыми – диалогическая речь. Иными словами, формируется связная речь.
Следовательно, игра с песком имеет большое значение и для образовательной области «Речевое развитие».
Как уже мною было упомянуто, игра с песком развивает мелкую моторику рук и пальцев малыша, а это образовательная область «Физическое развитие».
А уж то, что ребенок развивается и художественно, и эстетически и говорить не приходится. Очевидно, что, создавая какой-либо объект, украшая его на свой вкус, дополняя какими-то атрибутами, ребенок любуется результатом, получает удовольствие от того, что видит, то, что у него получилось. У малыша становится приподнятое настроение, он радуется, ликует, хлопает в ладоши – а, значит, и повышается у него эмоциональный фон, а это важно и с психологической точки зрения.
И надо сказать, имеет большое значение для малышей, которые поступают в ясли и у них начинается адаптационный период, когда запускается стрессовый механизм. Как воспитатель, проработавшей на ясельной группе много лет, могу сказать, что мы, конечно, создаем в группе условия для того, чтобы период адаптации прошел у детей более комфортно и закончился как можно скорее: через интересные игры и забавы, занимательные игрушки и работу с родителями (анкеты, беседы, консультации), более внимательное и ласковое отношение к малышам. Каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей и уровню подготовки к яслям проходит этот сложный период по-разному и накопленную, тревогу, отрицательное настроение очень полезно разрядить. Игра с песком – один из способов осуществить это. В такой период мы, играя в песочнице с детьми, снимаем накопленный стресс, и переключаем внимание, и занимаемся с детьми их знакомым любимым делом.
Известно, что прогулка в детском дошкольном учреждении состоит из пяти частей: наблюдение, подвижные игры, труд на участке и самостоятельная игровая деятельность детей. Прогулку мы начинаем с наблюдения в природе, где беседуем с детьми о сезонных изменениях, птицах, животных, погоде и т.д., гуляя вокруг детского сада. И когда малыши приходят на свой участок, то с нетерпением разбирают игрушки и атрибуты для игры в песочнице. Я с удовольствием присоединяюсь к ним и мы, иногда с моего предложения, иногда после обсуждения с детьми, приступаем либо к обыгрыванию известной детям сказки, например, «Репка», либо к нашему любимому жанру – импровизированной «Песочной истории». У нее никогда не бывает одинакового начала, знакомого сюжета и известного конца. Это всегда новая история. Для которой мы используем наборы различных формочек, резиновые и иные игрушки, природный материал.
Во время рассказывания и выстраивания из песка такой «Песочной истории -сказки» каждый мой воспитанник имеет возможность высказаться, что-то предложить свое, добавить какой-либо персонаж, атрибут и история меняет свой сюжет. Это очень полезно застенчивым и неговорящим детям для социализации в детском коллективе почувствовать себя смелее и увереннее. В течение учебного года такие игры приобретают все более сложный сюжет, ведь кругозор детей расширяется, увеличивается словарный запас, начинают проявляться ростки воображения и фантазии. В ход идут предметы-заместители, некоторые дети специально приносят из дома какую-либо игрушку или предмет с целью внесения его в общую «Песочную историю».
Надо сказать, что такие игры все же требуют определенной подготовки от взрослого, так как детки в этом возрасте еще не могут управлять игрой самостоятельно. К тому же им доставляет огромное удовольствие играть с воспитателем. Педагог через интересное занятие становится тоже для детей значимым взрослым, укрепляется доверие к нему. А, следовательно, воспитателю легче проявить интерес у детей к чему-либо, направить игровой процесс в обучающее русло. Так наша прогулка становится либо частью общей темы прогулки (например, тему прогулки «Птицы» провожу через наблюдение, беседу о птицах, переходя плавно к созданию «Песочной истории», используя сюжет о птицах далее провожу подвижную игру «Воробушки и автомобиль», индивидуальную работу – «Саша, Ваня, попрыгаем, как воробушки» и т.д.), либо носит самостоятельный характер. Но всегда на такой прогулке все без исключения дети задействованы, не обделены вниманием, имеют возможность выбрать, в чем им поучаствовать, где проявить себя, получают удовольствие от прогулки. А детки еще и вечером рассказывают родителям о новой «Песочной истории» -- вот она и рефлексия!
Из всего вышесказанного, конечно, очевидно, что каждому воспитателю необходимо продумывать компоненты прогулки, ее тему, включая игру в песочнице, выполнять предварительную работу, чтобы получить качественный обучающий, эмоциональный и смысловой эффект у детей. Для этого необходимо знать особенности возраста деток, их возможности, методики и приемы, творческий подход и очень любить малышей. И поставленные задачи обязательно решаться!
А я и детки опять будем с нетерпением ждать очередной прогулки, чтобы построить из песка новую «Песочную историю».
|