Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…

Песок, песочница, малыш…

Песок…песочница…малыш… Казалось, что могло бы связывать эти слова? Я думаю, это – «Малыш, играющий с песком в песочнице». Эти три замечательных слова неразрывно связаны с ранним детством ребенка. Мы все привыкли к этому и нам очевидна картина детей, лепящих куличики в песочнице, возводящих замки из песка, украшенных веточками и цветами, дороги, тоннели для машинок, оформленные камушками и мосты над ними из палочек.

Малыш, играющий с песком, даже не подозревает, как этот процесс важен для его развития.

Песок – материал органический, любезно предоставленный нам самой природой, обладает рядом свойств: сыплется, когда сухой и лепится, когда сырой. Этим он и становится интересен нам, интересен детям. Это – подвижный материал и созданные из него формы можно легко изменить или любоваться какое-то время получившимся шедевром. Песок не горюч, не огнеопасен и, лишь смочив его водой, уже можно создавать неповторимые или известные фигуры. А также заполнять емкости, выкрасив в разные цвета, декорируя интерьер. Он уникален еще и тем, что даже из одной небольшой кучки песка можно создать много различных картин на стекле – песочная анимация, меняющаяся со скоростью кадра кинофильма. И еще картины из цветного песка в бутылках и, конечно же, огромного размера песочные скульптуры на городских выставках и конкурсах.

 

Скачать конспект

Однако, нашему малышу еще далеко до таких грандиозных масштабов. Он только знакомится с этим материалом, исследует его свойства и, открывая каждый день что-то новое для себя, незаметно продвигается в своем развитии.

Так как игровая деятельность является ведущей в раннем детстве и через игру ребенок познает мир, социализируется в обществе, интеллектуально и физически развивается, совершенствует речь и нравственные качества, то игра с песком не является исключением, а способствует развитию малыша во всех областях развития.

Нельзя переоценить важность в раннем детстве социализировать малышей, то есть научить общаться со сверстниками, со взрослыми как знакомыми, так и незнакомыми, усвоить нормы поведения, принятые в обществе. А достигается это у детей раннего возраста через близкое, тесное сотрудничество в игре: необходимость договариваться, уступать, делиться, подбирать атрибуты к игре. Это из области «Социально-коммуникативное развитие».

Играя с песком, ребенок развивает свои познавательные способности, исследует объекты, их свойства, учится взаимодействовать с ними, развивает память, воображение, любознательность и познавательную мотивацию. Все это из образовательной области «Познавательное развитие».

Дети в этом возрасте имеют разный уровень развития речи. Это зависит он многих причин. Но, как и любая другая, игра с песком имеет дидактическое обучающее значение. В данном случае ребенок, выполняя большое количество движений руками и пальчиками, развивает мелкую моторику, что является доказанным фактом влияния на речевую сферу ребенка. Также воспитывается звуковая культура речи малыша, происходит овладение речью, как средством общения, обогащается активный и пассивный словарь. Ребенок учиться озвучивать ход своих действий – монологическая речь, вступать в диалог с окружающими детьми и взрослыми – диалогическая речь. Иными словами, формируется связная речь.

Следовательно, игра с песком имеет большое значение и для образовательной области «Речевое развитие».

Как уже мною было упомянуто, игра с песком развивает мелкую моторику рук и пальцев малыша, а это образовательная область «Физическое развитие».

А уж то, что ребенок развивается и художественно, и эстетически и говорить не приходится. Очевидно, что, создавая какой-либо объект, украшая его на свой вкус, дополняя какими-то атрибутами, ребенок любуется результатом, получает удовольствие от того, что видит, то, что у него получилось. У малыша становится приподнятое настроение, он радуется, ликует, хлопает в ладоши – а, значит, и повышается у него эмоциональный фон, а это важно и с психологической точки зрения.

И надо сказать, имеет большое значение для малышей, которые поступают в ясли и у них начинается адаптационный период, когда запускается стрессовый механизм. Как воспитатель, проработавшей на ясельной группе много лет, могу сказать, что мы, конечно, создаем в группе условия для того, чтобы период адаптации прошел у детей более комфортно и закончился как можно скорее: через интересные игры и забавы, занимательные игрушки и работу с родителями (анкеты, беседы, консультации), более внимательное и ласковое отношение к малышам. Каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей и уровню подготовки к яслям проходит этот сложный период по-разному и накопленную, тревогу, отрицательное настроение очень полезно разрядить. Игра с песком – один из способов осуществить это. В такой период мы, играя в песочнице с детьми, снимаем накопленный стресс, и переключаем внимание, и занимаемся с детьми их знакомым любимым делом.

Известно, что прогулка в детском дошкольном учреждении состоит из пяти частей: наблюдение, подвижные игры, труд на участке и самостоятельная игровая деятельность детей. Прогулку мы начинаем с наблюдения в природе, где беседуем с детьми о сезонных изменениях, птицах, животных, погоде и т.д., гуляя вокруг детского сада. И когда малыши приходят на свой участок, то с нетерпением разбирают игрушки и атрибуты для игры в песочнице. Я с удовольствием присоединяюсь к ним и мы, иногда с моего предложения, иногда после обсуждения с детьми, приступаем либо к обыгрыванию известной детям сказки, например, «Репка», либо к нашему любимому жанру – импровизированной «Песочной истории». У нее никогда не бывает одинакового начала, знакомого сюжета и известного конца. Это всегда новая история. Для которой мы используем наборы различных формочек, резиновые и иные игрушки, природный материал.

Во время рассказывания и выстраивания из песка такой «Песочной истории -сказки» каждый мой воспитанник имеет возможность высказаться, что-то предложить свое, добавить какой-либо персонаж, атрибут и история меняет свой сюжет. Это очень полезно застенчивым и неговорящим детям для социализации в детском коллективе почувствовать себя смелее и увереннее. В течение учебного года такие игры приобретают все более сложный сюжет, ведь кругозор детей расширяется, увеличивается словарный запас, начинают проявляться ростки воображения и фантазии. В ход идут предметы-заместители, некоторые дети специально приносят из дома какую-либо игрушку или предмет с целью внесения его в общую «Песочную историю».

Надо сказать, что такие игры все же требуют определенной подготовки от взрослого, так как детки в этом возрасте еще не могут управлять игрой самостоятельно. К тому же им доставляет огромное удовольствие играть с воспитателем. Педагог через интересное занятие становится тоже для детей значимым взрослым, укрепляется доверие к нему. А, следовательно, воспитателю легче проявить интерес у детей к чему-либо, направить игровой процесс в обучающее русло. Так наша прогулка становится либо частью общей темы прогулки (например, тему прогулки «Птицы» провожу через наблюдение, беседу о птицах, переходя плавно к созданию «Песочной истории», используя сюжет о птицах далее провожу подвижную игру «Воробушки и автомобиль», индивидуальную работу – «Саша, Ваня, попрыгаем, как воробушки» и т.д.), либо носит самостоятельный характер. Но всегда на такой прогулке все без исключения дети задействованы, не обделены вниманием, имеют возможность выбрать, в чем им поучаствовать, где проявить себя, получают удовольствие от прогулки. А детки еще и вечером рассказывают родителям о новой «Песочной истории» -- вот она и рефлексия!

Из всего вышесказанного, конечно, очевидно, что каждому воспитателю необходимо продумывать компоненты прогулки, ее тему, включая игру в песочнице, выполнять предварительную работу, чтобы получить качественный обучающий, эмоциональный и смысловой эффект у детей. Для этого необходимо знать особенности возраста деток, их возможности, методики и приемы, творческий подход и очень любить малышей. И поставленные задачи обязательно решаться!

А я и детки опять будем с нетерпением ждать очередной прогулки, чтобы построить из песка новую «Песочную историю».

Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Чикунова Янина Викторовна. Конспект образовательной деятельности (опытно-экспериментальная деятельность с песком) «Песочные истории»
  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Сташкова Татьяна Николаевна. РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Кадочигова Алёна. Игры с песком – полезно и интересно!
  • Павлова Татьяна. Игра с песком как средство социально-личностного развития
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Бузинок Татьяна Викторовна. «Весеннее развлечение с Лисичкой. Игры с песком и водой»
  • Редактор. Игры с песком - полезное занятие
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Виноградова Ирина Андреевна. Конспект занятия «Игры с песком» «Заколдованный заборчик»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия 'Игры с песком'
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь