- Шрайнер Александра Ивановна,
- Колесникова Виктория Олеговна
воспитатели МБДОУ "ЦРР-д/с "Колокольчик"г. Абакан
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Для многих детей приход в детский сад — это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. А некоторые же наоборот очень трудно.
В данный момент, работая в младшей группе, столкнулась с этой проблемой. Изучив литературу, нашли много интересного по работе с "пескотерапией".
Принцип "терапии песка" был предложен швейцарским психотерапевтом К. Г. Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей. Сейчас игра с песком становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической деятельности.
Младшим дошкольникам, очень трудно начать взаимодействие с другими, не близкими взрослыми, детьми, они не владеют способами усвоения общественного опыта. В первые дни посещения группы у воспитанников отмечается привязанность к родным, тревожность, боязнь остаться одному. Они пассивны, не проявляют желание вступать в диалог с незнакомыми взрослыми и сверстниками, активно действовать с предметами и игрушками. Именно для установления эмоционального контакта, формирования доверительных отношений, как одного из важнейших условий быстрой и успешной адаптации. в группе мы используем центр "Песок-вода". Игры с песком и водой организованы так, чтобы не только увлечь малыша, но и дать ему возможность лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства песка, воды и предметов, погружаемых в них.
В нашей группе, имеется кинетический песок, который завораживает и привлекает не только детей, но и взрослых.
Принцип организации игр "Песок-вода":
- принцип. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявлянт творческую активность.
- принцип. "Оживление" абстрактных символов, геометрических фигур.
- принцип. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
Этапы организации игр
1. Введение в игровую среду "вода"
- средства: потешки, песенки, присказки, игры на установление телесноориентированного и эмоционального контакта
- стиль поведения взрослого: доверительного общение, диалог с каждым ребенком, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.
Все начинается с мыльных пузерей. Дети весело смеются, это занятие их забавляет, они с удовольствием наблюдает, потом учавствуют, их настроение заметно улучшается.
2. Введение в игровую среду "песок"
- алгоритм, средства, стиль поведения тот же, что и на первом этапе, только все это происходит на песке.
А начинается все с отпечатков ладошек на песке. Внутренней, внешней стороной, двумя сразу, мы прячем ручки в песок, ищем их, а далее идут в ход инструменты — лопатки, формочки, ведерки, пластиковые баночки и т.д. Обращаем внимание на сухой, влажный песок, его свойства. Дети любят копатьсяв песке, подолгу пересыпая его в формочки и обратно.
3. Знакомство с сюжетной игрой в "воде" или "на песке".
- среду (воду или песок, героев сюжета) выбирают дошкольники
- средства: прослушивание начала сказки, истории, строительство игрового пространства (сказочная страна, замки, лес, реки)
- стиль поведения взрослого: позиция "отстраненного рассказчика", добровольного помощника, иследователя создаваемого пространства
-материал: сказочные герои, деревья, животные.
4. Объединение игры "Песок и вода" такие игры хорошо спланировать и провести на прогулке.
- средства: показать использование песка и воды в совместной игре
- стиль поведения взрослого: присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, установка на внимательное слушание и участие
- материалы: животные и другие материалы для обыгрывания сюжета.
Прежде чем начать работу необходимо начать со знакомства с воспитанниками, их семьями, узнать о любимых занятиях, увлечениях, играх детей, индивидуальных особенностях. Далее оформить для родителей консультацию "Игры с пеской и водой".
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя следующее необходимое оборудование: пасочки, ёмкости, леечки разных размеров, ведёрки, лопатки, грабельки, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек, которые есть в каждом доме, где маленькие детки.
Песок и вода — одно из любимых занятий детей. Именно на песке строится дом, сажается дерево, создается семья. Все это — мир ребенка, в котором он чувствует себя комфортно и защищенно, где ему все близко, знакомо и понятно.
Практика показывает, что использование игр "песок-вода" позволяет улучшить эмоциональный фон ребенка, повысить его адаптационные возможности, уменшить тревожность, привязанность к близким. Дети начинают быстрее и легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают в игре их окружающий мир.
|