Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы, нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Именно поэтому мы разработали в нашем саду проект «Экологическая тропа Хакасии» для детей старшего, подготовительного возраста.
Вид проекта: досугово-познавательный
Длительность проекта: долгосрочный.
Скачать конспект
Задачи проекта:
- создание условий для развития познавательного интереса к миру природы;
- создание условий для формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения;
- создание условий для воспитания гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- создание условий для грамотного обучения защиты природы и борьбы за ее сохранение, показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
- создание условий для развития чувства эмпатии к объектам природы.
Предполагаемые результаты:
- Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия).
- Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность).
Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный (обобщающий).
Подготовительный – диагностический этап:
Июль – август 2018
- Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
- Диагностика ребенка через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Опрос родителей, сбор анализа.
- Наблюдение.
- Работа с документацией.
Основной – практический этап:
Сентябрь – апрель 2018-2019 уч. г.
Практическая направленность работы по теме:
- Проведение тематических, комплексных занятий;
- Работа с родителями;
- Изготовление эколого-дидактических игр, экологических зон в группе, наглядности.
- Целевые прогулки, экскурсии.
Заключительный этап:
Подведение итогов по проблеме: май 2019 г.
- Проведение диагностики;
- Мониторинг реализации проекта;
- Аналитические материалы.
Таким образом, за время проекта с детьми и родителями была проведена следующая работа: родительские собрания и беседы с детьми «Берегите природу», «Дом, в котором я живу», «Огонь – беда для леса», разработаны буклеты и листовки: «Пусть город будет чистым», «Возьми на природу мусорные мешки», проведены групповые экскурсии рамках «Клуба выходного дня»: в музей, на берег реки Абакан с целью сбора мусора, в зоопарк, детско-родительские игры: квест «По тропинке в лес идем», «День Земли», акции: «Покорми птиц», «Не мусори», фотоархив: «Отдыхаем на природе, не вредя».
Детско-родительская игра «День Земли»
Групповая экскурсия на берег р. Абакан
Квест «По тропинке в лес идем»
Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой — ведь любовь к Родине начинается с заботы о малой Родине, о родном крае.
Дети стали добрее, научились сопереживать, стали более грамотными в области экологии. У дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
Список литературы:
- Аллаярова Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу. // Дошкольная педагогика. – 2006. — №6. – С.27-28
- Апполонова Н.И. Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! // Ребенок в детском саду. – 2009. — №3. – С. 63-66.
- Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное восприятие. – 2002. — № 7. – С.9 – 17.
- Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст. // Ребенок в детском саду. – 2006. — №5. – С. 49-50.
|