«Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка» Л.С. Выготский
Многие отечественные и зарубежные психологи (Л. И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М.И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека — важнейшее условие развитие его как личности. Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Поэтому создание эмоционально-развивающей среды в группе, является необходимым условием для социального развития ребенка раннего возраста. Каждая ступень развития как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия.
Скачать конспект
Так, ограничивая ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте, приводит к его отставанию в познание окружающего мира, снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, затрудняемому развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития ребенка, впоследствии, возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумения распознать и учитывать чувства других людей (т. е. эмоциональная невосприимчивость).
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников привлечено тем что, современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в грубой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий, которые способствуют разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в основном виде детской деятельности — игре, насыщенной переживаниями.
Цель: создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально-положительных состояний и обогащение их эмоциональных переживаний.
Задачи:
- Создание условий эмоционального благополучия, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
- Включение в рамки воспитательно — образовательного процесса системы мероприятий способствующих развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Условиями для реализации целей и задач данной работы является ряд компонентов влияющих на эмоциональную атмосферу в группе:
- Эмоционально поддерживающий компонент среды — обеспечивает взаимодействие ребенка значимыми взрослыми (родители, педагоги). Здесь одна из главных задач, научить ребенка расставаться с мамой (первый этап адаптации). Для решения этой задачи создали многофункциональное игровое пособие: сенсорную адаптационно-дидактическую юбку, которая превращает воспитателя в Волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно.
- Эмоционально-настраивающий компонент среды, т.е. внешняя обстановка (уголок уединения с помощью многофункциональной ширмы; кресло и мягкие подушки, мягкие модули; разнообразные игры, игрушки, обеспечивающие свободный выбор детей и пр.). Для эффективного развития эмоциональной сферы детей используем сенсорные раздражители: развивающую игру Бизиборд, изготовленную родителями. Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть… Бизиборд отвлекает, увлекает ребенка, ставит перед ним много задач. Игровые модули, игровая «жилая» комната позволяют детям чувствовать себя как дома. Учитывая, что дети раннего возраста плохо реагируют на пространственные изменения, поэтому в группе раннего возраста предпочтительна стабильность окружающей среды.
- Эмоционально-стабилизирующий компонент среды является гарантом удовлетворения малышей в безопасности и защите. Сторона этого компонента включает в себя стабильность всех процессов, повторяемость: режимные моменты, образовательная деятельность;
традиции группы: «Утро радостных встреч» (новая игрушка, новая книжка и т.д), «Сладкий вечер» (День рождение куклы Маши и т.д), которые помогут педагогам поддерживать и развивать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, воспитывать у детей самостоятельные проявления внимания и доброжелательности, позволят ребенку почувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем.
4. Эмоционально-активизирующий компонент среды предполагает активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Приоритетом этого компонента являются игры на накопление эмоций: «Подружились!», Оденем куклу на прогулку», «Карусели»,
«Кошечка», и др., релаксацию, мыльные пузыри, игры с водой, солнечный зайчик. Эмоционально насыщают развитие детей сюрпризные моменты, игры – забавы, игры — развлечения.
Разработана картотека «Веселые говорушки», которая включает в себя потешеки, песенки, пестушки, колыбельные на разные режимные моменты для детей раннего возраста, что способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к детскому саду; создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на эмоциональную сферу детей.
5. Эмоционально-тренирующий компонент среды обеспечивает формирование навыков эмоциональной регуляции, т.е. способности понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их понимать и полноценно переживать. Для решения этих задач используем телесную терапию, сказкотерапию, игротерапию. Много положительных эмоций у детей вызывает театральная деятельность. В группе создан уголок театрализации, в котором имеются различные виды театра: магнитный, фланелеграф, настольный, театр резиновых игрушек и др. Самым любимым театром для наших детей стал театр «Веселые пальчики» (пальчиковый вязаный театр).
Активными участниками образовательного процесса в группе раннего возраста «Веснушки» являются родители. Работа основана на принципах сотрудничества, диалога, взаимообогащения. Родители оказывают помощь педагогам: в изготовлении пособий, участвуют в подготовке развлечений для малышей. Систематическая работа по тематическим блокам осуществляется во взаимодействии с родителями: создают совместные поделки с детьми: панно «Ночь со звездами", «Солнышко-колоколнышко», «Листопад» и т.д; совместно организовали выставку поделок из природного материала, овощей «Дары осени», «Наш урожай»; готовят информационные сообщения по темам блока: «Секреты бабушкин сундук», «Зимние забавы», «Здравствуй, детский сад», «От ракеты до ракеты» и т.д. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.
Родители группы раннего возраста «Веснушки» принимали активное участие в конференциях ДОУ: «Папа может всё...», «Охрана и укрепление здоровья воспитанников ДОУ».
Для эмоционально-положительного настроя проводим совместные с детьми и родителями развлечения: «Полюбуйтесь – это я, это мамочка моя», «Вот он какой – папочка родной», «Посиделки в русской избе» (чаепитие с булочками).
Безусловно решающая роль в создании эмоционально развивающей среды принадлежит педагогу, его собственному эмоциональному настрою, отношению к детям. Даже наличие самых совершенных игрушек не обеспечивает маленькому ребенку положительно — эмоционального тонуса, как наша улыбка, прикосновение, общение, ласковый голос. Поэтому одной из основных задач стоящих перед воспитателем группы раннего возраста, является проведение игр-забав, которые вызывают у детей радостное оживление, расширяют поводы для эмоционально положительных состояний, обогащают их эмоциональное переживание. При положительных эмоциях у детей появляется состояние приятной расслабленности. Кроме того, взрослые могут и должны специально вызывать смех маленького ребенка. Стихотворения мы не просто рассказываем, а рассказываем руками, мимикой, жестами. Для создания эмоционально-положительной атмосферы в группе прослушиваем любимые аудио записи, просматриваем любимые мультфильмы, поем любимые песенки.
3. Григорьева. Г. Г. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004 г.
4. Дёмина Е. Е. «Развитие и обучение детей раннего возраста» Москва «Творческий центр» 2006 год.
|