Лободенко Наталья Леонидовна. Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.

Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.

Вспомните, какими мы были детьми: любопытными, наивными, добрыми. Мир казался огромным! Мы верили, что можем летать. Кормили любимых игрушечных зайцев и медвежат, брали их с собой гулять. В пушистые уши шептали им свои маленькие и большие секреты. И точно знали: мишка и заяц никому, никому не выдадут нашу тайну! Даже маме и папе!

Мы жили в большом, волшебном мире. Верили в чудеса. Вы помните, как пытались заглянуть за большое зеркало, в надежде увидеть длинный коридор, по которому можно попасть в Зазеркалье? Или как прятались под одеялом с фонариком и представляли себя королем собственного замка? Мы не видели границы между миром реальным и выдуманным. Жили в двух мирах, который был для нас одним. Вот почему мы верили в сказки. Вот почему старались походить на любимых героев. Именно поэтому сказки для детей могут творить настоящие чудеса! Когда главный персонаж похож на вашего мальчика или девочку, и решает те же проблемы, что и малыш, то через сказку ребенок получает опыт, который поможет ему справиться с трудностями в жизни. Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему — сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.

Итак, сказка:

  • расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе
  • транслирует моральные и нравственные законы
  • помогает осознавать причинно-следственные связи событий
  • показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями
  • учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

Сказка помогает объяснить малышу трудную ситуацию в семье: разводы, конфликты, пьющих родителей и т.д. Решить “проблему общения”: не жадничать, не бить других ребят, не стесняться незнакомых людей и т.д. Убедиться в своих силах, не бояться нового, перестать упрямиться и даже помочь выздороветь!

В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души.

Сказки, которые я использую в своей работе – не просто сказки, в них нет рискованных, захватывающих приключений, но они способны передавать детям глубинные законы бытия и вносить покой в их души!

В зависимости от целей, поставленных мною в процессе работы с детьми, я подразделяю сказки на три категории.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».

Такие сказки я применяю для развития различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной) и кинестетической (ощущения от движений). Такие сказки имеют медитативный характер и способствуют стабилизации психических процессов, успокоению и расслаблению. Принцип построения сказок очень прост: «Мы переносимся с вами в удивительную Сказочную страну…». Темы сказок либо совпадают с тематическими занятиями в группах, либо являются самостоятельной темой занятий с детьми. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание, а при систематических занятиях учат ребят осознавать свои ощущения, мысли и эмоции. Такие сказки можно сочинить вместе с детьми, записать, оформить их рисунками детей и пополнить «книжкой» библиотеку группы. Дети чаще выбирают «нашу» сказку для работы, веря в то, что она действительно сотворит чудо. Они перестают капризничать, начинают верить в себя и свои силы!

2. Сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Подобные сказки я применяю в работе с детьми из семей, в которых существует дефицит эмоционального комфорта, поддержки и тепла. Дети из таких семей часто становятся озлобленными, «ершистыми», т.е. проблемными… А позитивные образы медититативных сказок, проникая в бессознательное, формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Очень часто, рассказывая такие сказки, я подкрепляю их работой в песочнице. Песочная терапия предполагает работу с чувствами ребенка, дает возможность проанализировать многие стратегии его поведения, открывает доступ к зажатым состояниям, актуализирует творчество и исследовательский интерес. Песочная терапия, основанная на рассказывании сказки, отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Для ребенка зрительный образ является очень важным, поэтому создавая в песочнице альтернативные отношения между собой и взрослым, он получает потенциальную возможность построить в будущем такие отношения, у него создается позитивный образ семьи и собственной нужности и важности.

3. Сказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни.

Человек есть частица мира. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее реализация всех возможностей человека. Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций. Познание всегда эмоционально, а фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Дети воспринимают все происходящее в сказке как реальность. Это требует их внутренний мир. На первый взгляд, сказкотерапия невидима и незаметна, но именно с помощью таких занятий можно увлечь и рассказать о совсем, казалось бы, неинтересных вещах. Например: сказка об электроприборах — «Электроприборы, веник и крыса Лариска», сказка об обуви — «Сказка о башмачках», или сказка о том, как дикие животные стали домашними «Кот, который гулял сам по себе».

Занятия с детьми с применением сказкотерапии восполняет пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Особенно это важно для воспитанников логопедических групп. Используя сказку в процессе занятия, включающую в себя игры и упражнения, направленные на двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают свою фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов, дают простор своему творчеству.

Просмотров: 664
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Алла Васильевна Волченкова. Коррекционные сказки и их роль в работе с детьми младшего возраста
  • Приорова Наталия Алексеевна. Сценарий по мотивам сказки «Емеля» составлен специально для работы с детьми речевого сада.
  • Митрофанова Елена Андреевна. «Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Вандышева Виктория Романовна. План — конспект игры — квест «Путешествие в мир сказки» для младшего дошкольного возраста
  • Дорош Вера Сергеевна. Статья 'Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста'.
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Акшатина Наталия Анатольевна, Юткина Наталья Николаевна, Борисенко Светлана Владимировна. Развлечение для детей и родителей в старшей специализированной группе по теме: «Чему учат сказки?»
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «В гостях у сказки».
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Галина Семечкина. Сказки и их значение для детей в современном мире
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Змейко Зоя Джуракимовна. Прекрасный мир сказки.
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Фоминых Елена Николаевна. Интегрированная образовательная ситуация по речевому, познавательному и художественно – эстетическому развитию для подготовительной группы «Жили — были сказки...»
  • Цветкова Людмила Александровна. Непрерывная образовательная деятельность для детей 5-6 лет «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь