Дорош Вера Сергеевна. Статья 'Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста'.

Статья Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возрастаСтатья "Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста".

Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии.

Джанни Родари предложил анализ сказок с точки зрения различных героев (фантастический анализ), который можно применять и для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.

Рассмотрим, например, сказку о трех поросятах. Поросята, особенно Наф-Наф, — положительные герои, сумевшие провести злого, глуповатого волка. Точка зрения поросят на события сказки совпадает с точкой зрения автора. Но можно предложить детям оценить сюжет сказки с точки зрения волка, который по- своему (особенно с экологической точки зрения) тоже может быть прав. При этом нужно помнить, что смысл сказки в том, что дружба побеждает силу и коварство и что «фантастический» анализ условен. Волк- хищник, он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф- Ниф и Нуф- Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и умнейший — Наф- Наф, который трудится и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие, а хищников, кроме волка, нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.

Так же можно использовать в работе по экологическому образованию прием «сказочных» вопросов, которые могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.

Например:

- В известной сказке Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?

- Какие растения и животные могли бы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чем бы они отличались от реальных речных жителей?

- Назовите сказки, в которых описывается:

а) уничтожение по прихоти девушки уникального растения ( «Аленький цветочек»).

б) сбор первоцветов для букета ( «Двенадцать месяцев»).

в) редкий (волшебный) вид птиц с ярким оперением ( «Конек — горбунок»).

При работе с дошкольниками хороший результат дают кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь. Так, сказки Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк», «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», «Как медведь пень потерял» используются детскими садами многих регионов России для театральных постановок. Такого рода представления могут рассматриваться как форма закрепления пройденного материала. Прием называется «сказка и театр».

Также эффективно в экологическом образовании сочинение сказок.

Для того, чтобы сказки получились интересными, настоящими, следует знать некоторые принципы и приемы их создания. Ведь особенности композиции сказок, нормы поведения героев формировались на протяжении веков и отнюдь не случайны. Так, сюжет, как правило, начинается с какого- нибудь необычного события.

Можно предложить детям вспомнить одну из известных сказок и попытаться рассказать ее по- новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, представим, что сказке о Красной Шапочке появляется представитель общества защиты сказочных животных, а Серый Волк- один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Как будут развиваться события в этом случае? Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте. Дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Этот прием в сочинении сказки называется «прерывание сказки».

Смысл другого приема, который называется «салат из сказок», заключается в следующем: в новую сказку на усмотрение воспитателя вводятся герои различных произведений. Например, пусть дети представят, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу ( «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?

Не менее интересен прием «продолжения начатой сказки». Можно придумать начало сказки и попросить детей сочинить ее продолжение. Можно разделить детей на группы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец. Обсудить придуманные ребятами сказки можно и с позиций «экологического» анализа.

Прием «сказка в заданном ключе» предполагает использование сказочного сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Пример- «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», где главные герои перенесены в современную обстановку.

С возрастом, как было уже отмечено, дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. Прием получил название «сказки «наизнанку». В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые- добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок. Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка- злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот кто ведет себя экологически неграмотно. Лес- это место обитания Волка. Естественно. Он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает его от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Джанни Родари предлагает еще один прием под названием «герои сказок — игрушки». Любимые игрушки детей- куклы, животные- могут попадать в различные сказочные ситуации, при этом их экологически неграмотное поведение может привести к печальным последствиям. Эти последствия они преодолеют только в том случае, если изменят свое отношение к природе.

Используя прием «герои сказки — реальные объекты», воспитатель может использовать любые окружающие ребенка объекты. Нужно лишь помочь ребенку взглянуть на них по- новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если проводить с детьми наблюдения за прорастанием горошины, она может стать героиней сказки.

Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в которых ребенок когда- то участвовал, или описываются предметы, которые ему хорошо знакомы. Интерес к сказке повышается в том случае, когда сами дети становятся их персонажами или персонаж носит такое же, как у них, имя. Такой прием называется «герой сказки — сам ребенок». Личностное отношение к происходящему, включенность в действие повышают эффективность обучения. Можно, например, «поместить» ребенка в условия, когда он должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Слушая сказки о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Истории такого типа способствуют формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.

Экологическая сказка активизирует познавательную деятельность. Развивает мышление, способствует накоплению конкретных знаний об окружающем мире в доступной для детей форме, дает возможность усвоить знания о связях, о взаимосвязях в природе, о взаимосвязи человека и окружающего мира природы, о необходимости бережно относиться к окружающей среде.

Таким образом, необходимо использовать экологическую сказку в ДОУ о создать необходимые условия для ее использования в эколого – педагогической деятельности.

Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Оришева Нина Валентиновна. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (с детьми 6-7лет)
  • Шальнева Наталья Леонидовна. Сценарий спектакля по мотивам сказки «Красная Шапочка» для детей подготовительной группы.
  • Кузьмицкая Наталья Ефимовна. Сценарий утренника 8-е марта для подготовительной группы по мотивам сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»
  • Каримова Надежда Александровна. Сценарий сказки 'Красная Шапочка' для дошкольников
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Ивлева Т.А. Шершнева О.А. Асочакова Н.А.. Сценарий сказки по ПДД «Красная Шапочка»
  • Павлова Марина Борисовна. Сценарий новогодней сказки для детей 5–6 лет про Поросят и Волка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Мариям Фаритовна Яковлева. Рассказывание сказки 'Лисичка-Сестричка и Серый волк'
  • Гусакова Светлана Петровна. Конспект игрового занятия по слушанию оперы-сказки М.В.Коваля «Волк и семеро козлят» в старшей группе
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Редактор. Сценарий новогодней сказки, Что дороже всего
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь