Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)

Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как в хорошей сказке? Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время, вспомните, как наши предки посвящали вечерние часы сказке. И разве только дети были их слушателями?  И взрослые окунались в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, чудесных превращений!
«Спокойствие, только спокойствие», как говорит герой знаменитой сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Я уверена, что любой педагог, вдумчиво работающий с детьми дошкольного возраста, понимает, что развитие интеллекта, безусловно, важный процесс, но воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения сочувствовать и сопереживать, уважения к окружающим людям – процесс не менее, а может быть и более значимый.
Не будем забывать, что человек – существо социальное. Поэтому его надо научить не только читать и писать, но и взаимодействовать с другими людьми так, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими. А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому есть основание предполагать, что работа, направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка актуальна и важна. И ей я уделяю особое внимание.
В результате поиска технологии, позволяющей развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка дошкольного возраста, я пришла к выводу, что наиболее эффективной является сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность а несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребенка? Сказка дает возможность слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми,
понятными, доступными для ума и сердца. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
- отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- неопределенность места действия и главного героя;
- образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;
- победа добра, психологическая защищенность;
- наличие тайны и волшебства.
Но сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности. Главное – не навредить сказкой! Слушая сказку, ребенок сопереживает  происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы.
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица в сказке кажутся неправдоподобными. Истинные же сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий  для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях героев, а не о внешних событиях, и действия часто противоречат обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого героя сказки, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна заготовила бревна для моста и работала целый месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально. Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
С помощью сказки можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, каждому эгоистичному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке»,
о «двух жадных медвежатах»; пугливому и робкому – о «трусливом зайце», о «пыхе»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине». Необходимо почувствовать и догадаться об эмоциональной проблеме малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен, и предложить сказку, где герои, их приключения будут помогать решать ребенку его проблему (страх, грубость, одиночество).
Именно в детском возрасте личность интенсивно развивается. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как  способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Просмотров: 734
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь