Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье

Становление личности ребенка в семье

И.Г. Колесниченко, педагог-психолог, МБДОУ ДСКВ №8 г.Ейска МО Ейский район

В статье обсуждается актуальная тема воспитания ребенка в семье. Как создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития ребенка в кругу семьи.

«…Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. …»

А.С. Макаренко

Маленький ребенок-это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше собственное будущее и прошлое одновременно. В раннем и дошкольном возрасте семья является для ребенка той главной микросредой, в которой возникает и реализуется социальная ситуация его развития.

Семья. От этого слова на душе становится по-особому комфортно и уютно. И тем более, тогда, когда в ней действительно царят доброта, уважение и забота друг о друге.

 

Для маленького ребенка — это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, разочаровываться, радоваться, сочувствовать. В этой среде ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка, — говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» под редакцией Т.А. Марковой, — почти единственный социальный институт, формирующий его личность.

Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».

Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи его частью, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное взаимодействие. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры — одинаковые права на любовь и внимание родителей, на подарки и развлечения. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их взгляды на окружающий мир, судит их оценками.

Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание — главная социальная задача, которая решается семьей и обществом.

Социальная ценность семьи определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов, значимостью выполняемых обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т.д.

Там, где ребёнок разделяет общие заботы семьи, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя пренебрегать; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам единение, ответственность каждого перед своими близкими.

Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка или старшего члена семьи! Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, рассматривание семейного фотоальбома, чтение книги в кругу близких!.. Это и многое другое не только укрепляет семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным повседневным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, давать растущему человеку положительный настрой и уверенность в себе.

Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку. Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность.

Многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для формирования эгоцентризма. Ребёнок, воспитанный в такой атмосфере, не знает, что есть понятия “можно”, “нельзя”, “надо”. Принципом его жизни становится девиз: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. Ему кажется, что ему всё можно. А, ведь, родители должны предъявлять к детям необходимые требования и учить тому, что можно, а что нельзя.

Однако, недопустимо чтобы ребенок рос в обстановке, мелочных придирок и постоянных упрёков. Ведь, родительская власть умная, мудрая, должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка.

Важно отметить роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательницы семейного очага. От неё во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать — отец» — величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.

Семейные традиции говорят о нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях и, следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях. Оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни.

Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном её здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше — положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает — сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его через всю свою жизнь.

А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Осознавая это, можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого малыша.

Просмотров: 504
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Дёмина Дарья Сергеевна. «Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь