Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В. М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны.

 

Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18. 04. 2008г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.

Основные этапы процесса сопровождения семей с детьми с ОВЗ

  1. Первая встреча (при постановке на учет в ОО): наглядная информация, размещенная в ДОУ.
  2. Прохождение ПМПК: родителям предлагаются информационные листы, из которых они могут узнать подробнее о том нарушении, которое диагностировано у ребенка, о необходимости специализированной помощи, о дошкольном учреждении в целом
  3. Вторая встреча: встреча администрации и узких специалистов. Цель этой встречи — познакомить родителей с правилами требованиями ОО.

С первого дня пребывания родители должны четко представлять себе свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и ОО.

4. Поступление ребенка: перед педагогическим коллективом стоит задача поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование проводится комплексно: логопедом, педагогом, психологом, мед. работником. Основными методами изучения семей являются наблюдение, проведение анкетирования, опросов, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов. Логопед, особенности домашнего воспитания и обучения, отношение родителей к выявленному нарушению речи у ребенка, степень осведомленности и готовности к совместной работе. Педагог собирает информацию от родителей по следующим направлениям «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Речевое общение дома», «Здоровье моего ребенка», «Взгляд родителей на воспитание детей в семье» и др. Помимо этого, выявляет социальный статус семей, условия проживания, образование и т. д. Психолог выявляет тип семей (традиционная, детоцентрическая, супружеская) и тип семейного воспитания (диктат, опека, сотрудничество). Мед. работник выявляет особенности здоровья каждого ребенка и отношение родителей к его сохранению и укреплению; ожидания и запросы родителей по сохранению здоровья детей.

Изучение и анализ полученных сведений позволяет на заседании ПМПк заполнить карту параметров социального анамнеза семей, определить степень принятия проблем своего ребенка, уровень мотивации родителей к сотрудничеству.

5. Установление контакта педагога с семьёй, воспитывающей ребенка с ОВЗ (дать возможность семье понять, что мы понимаем проблему семьи).

6. Информирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для того, чтобы у семьи появилась желание искать информацию самим.

7. Мотивировать семью на консультацию к специалистам (неврологу, психиатру и т.д.).

8. Планирование коррекционной работы в учреждении, консультирование по организации среды в домашних условиях, маршрута развития работы со специалистами. Этот этап предполагает составление перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа планируется, исходя из трех составляющих: из итогов проведенного исследования семей, из анализа запросов и пожеланий родителей. Организация совместных мероприятий детей с ОВЗ и родителей:

  • родительские собрания, конференции,
  • консультации, беседы,
  • вечера для родителей,
  • кружки для родителей,
  • тематические выставки,
  • диспуты,
  • педагогические советы,
  • попечительский совет,
  • встречи с администрацией,
  • школа для родителей,
  • посещение семей на дому,
  • родительский комитет.

Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка, как в семье, так и в детском коллективе в соответствии с его достижениями. Предоставление автономии ребенку при достижении целевых ориентиров.

9. Практический этап. Он объединяет работу в трех направлениях: коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское.

10. Оценка эффективности проводимой работы. Подобная работа необходима, прежде всего, для выявления и распространения ценного опыта, накопленного педагогами. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителю ДОУ провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Задача ДОУ помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Просмотров: 605
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Мушкетова Юлия Сергеевна. ПАМЯТКА для родителей о культуре и здоровье ребенка
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Редактор. Как вписать ребенка в паспорт родителей
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Бухарова Марина Васильевна. Практикум для родителей Тема: Как знакомить ребенка с математикой дома
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь