Гендер – это термин нам даёт определения понятия «мужчины», «женщины».
В гендерной психологии – есть раздел психология половых различий.
Здесь рассматривается весь спектр психологических различий между мужским и женским полом. Эти различия проявляются в когнитивной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферы личности.
В дошкольном возрасте происходит принятие гендерной роли.
Ребенок 3 года имеет первоначальное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируя её по ряду признаков (одежда, предпочтение в играх, игрушках, прическе и т. д.) Начинает проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.
В 4-5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать её по ряду признаков ( «я мальчик, я ношу брюки, а не платьица, у меня короткая прическа»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочки – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. В играх мальчики стараются выбирать задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям.
К 5 годам дети имеют представление о некоторых мужских и женских профессиях, поведения в общении, видах отдыха, отдельных мужских и женских качеств.
В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности.
В 7 лет дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоции, чувства, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендорной принадлежностью, прогнаоируют варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола.
Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека- с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки ведут себя по — разному.
Мальчики – новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного). Они более подвижны, крикливы, не терпят однообразия, им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; наиболее значимым является указание на то, что добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать; характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, стремятся к независимости, для их полноценного психического развития вообще требуется больше пространства.
Девочки – новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Они быстро схватывают новый материал, любят задания на повторение, лучше обучаются последовательно – «от простого к сложному»; крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность, эмоциональная выразительность высока и легко «считывается» взрослым с лица, более легко говорят о том, что они чувствуют. Легко усваивают алгоритмы и правила, играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительно использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
При "оценки" поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонации, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указания на то, что он добился результата именно в этом: конструировании, рисовании и т. д. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремится к новым достижениям.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Отмечается разное содержание и игровые стили.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важно педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик принимает на себя мужские роли, а девочки — женские.
При неправильном воспитании, мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчины же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену.
Поэтому мы должны обеспечить гендерный подход в социализации дошкольников – это одна из важных задач развития дошкольников. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, что позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
|