Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 374 Промышленного района г.Самары
Воспитатель: Сергеева В.М. г. Самара
По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? «...Из чего же, из чего эюе, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков, из клубочков, из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки!»
Скачать конспект
То, что мальчики и девочки психологически разные, знают все. Только в чем состоят эти различия? Психологи утверждают, что мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Знание этих особенностей поможет нам понять детей, самих себя, особенности наших взаимоотношений. Итак, проблема полов... Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует человечество. Чем вызваны психологические различия между мужчинами и женщинами? Только ли физиологическими особенностями? В последнее время психологи все чаще и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько физиология, сколько воспитание. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления. В данной статье мы попробуем разобраться в том, как мыслят девочки и мальчики, и что же происходит в их головах, когда мы разговариваем, играем, гуляем с ними? Что делает мальчиков и девочек, мужчин и женщин такими разными? Зачем человеку детство? Задумаемся: а зачем человечку детство и почему оно у нас такое долгое? Этот вопрос поставил в свое время выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев. И сам ответил на него: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные психические процессы, такие, как мышление, воображение, речь и т.д., и поэтому требуется длительное время, чтобы обеспечивающие их сложные функции мозга сформировались. Особое место здесь занимает до-школьный возраст. Он играет огромную роль в развитии человека. «От нуля до пяти - вся жизнь, а от пяти до меня, ста-рика, - один шаг» (Л.Н. Толстой). Детство для человека - это пора развития основных психических функций. В этот период у ребенка формируется психический пол еголичности. Участие в формировании психического пола личности принимают прежде всего родители и ближайшее окружение ребенка. Мы сами «лепим» мальчиков и девочек - каждого по своим правилам, следуя древнейшим традициям. Рождается младенец мужского пола, и мы сразу начинаем растить его мужчиной, отсекая все те проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола - лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик С первых лет жизни малыш слышит «Не плачь, как девочка!» А малышке твердят: «Не дерись - ты же не мальчик». Что же происходит? Как именно формируется мышление ребенка, когда он играет, гуляет, смотрит телевизор? Что формируется в голове девочки-дошкольницы, которая постоянно сидит в уголке и играет в «дочки- матери»? Чуть позже мы проанализируем, что конкретно она делает в процессе игры (когда она кормит куклу, одевает ее, причесывает, укладывает спать), и при помощи одного из законов психологии сможем понять, что при этом у ребенка формируется особый тип мышления, который психологи на¬зывают топологическим. Что руководит пятилетним мальчиком, который сломал свою любимую игрушку и на вопрос родителей: «Зачем ты это сделал?» - отвечает: «Я хотел посмотреть, из чего она состоит». Забегая немного вперед, откроем секрет: этот мальчик продемонстрировал композиционный тип мышления. Не будем ругать своих малышей, а попробуем понять их поступки и слова, которые наверняка окажутся зеркалом нашего воспитания. Для этого необходимо познакомиться с законами нашего мышления. Как мы думаем? Исследования психолога И.Я. Каплуновича показали: у каждого человека - в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей - преобладает одна из пяти подструктур мышления (его «язык», тип, способ). Эти способы «думанья» человека закладываются в детстве и, как правило, остаются таковыми и в его взрослой жизни. Но если каждый из нас имеет доминирующую подструктуру мышления, то возникает вопрос: «Как понять, на каком же "языке" мышления думаю я? Какая из подструктур преобладает в моем мышлении?» Для этого ответьте, пожалуйста, на очень простой вопрос: что изображено на рисунке? (Необходимо выбрать один ответ - тот, который нравится вам больше других.) 1.Замкнутые фигуры на листе бумаги. 2. Тоннель. 3. Маленький, средний и большой квадраты. 4. Три четырехугольника. 5. Комбинация квадратов, лежащих один на другом. Оказывается, в зависимости от индивидуального «языка» своего мышления мы выбираем тот или иной ответ. У людей, выбравших первый, доминирует топологический способ мышления. В любом предмете или явлении их интересуют прежде всего свойства замкнутости, непрерывности, связности и компактности. Для них важно, что эта фигура замкнута. Для них неважно, какая именно фигура по форме изображена (квадрат, куб, четырехугольник). Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить. В речи часто пользуются словами: «постоянно», «плавно», «свободно», «вокруг», «ограниченно», «внутри», «поэтому», «и», «с», «в», «за», «на», «ря¬дом», «около», «вместе». Этот способ мышления и поведения характерен, как правило, для девочек. Тем, у кого больше развит проективный тип мышления, ближе второй ответ. Любимое занятие для таких людей - найти для предмета, попавшегося им на глаза, практическое применение в жизни, рассматривать и изучать все с различных точек зрения, под разным углом. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества. Поэтому их речь пестрит глаголами. От них мы обычно слышим слова «если посмотреть», «по- моему», «с моей точки зрения». Третий из предложенных ответов выбрали люди с доминирующим порядковым способом мышления. Жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют эти люди логично, последовательно, по порядку, любое задание выполняют по алгоритму. Вместе с тем им очень важна форма объекта. Этот «язык» мышления больше развит у девочек. В речи они опираются на прилагательные, причастия и наречия. Чаще, чем другие, прибегают к таким словам, как «так нечестно», «большой», «тяжелый», «далеко», «близко», «сначала», «потом», «так же, как», «одинаково», «справа», «над», «под». «Метристы» (люди с доминирующим метрическим способом мышления) акцентируют, свое внимание на количестве. Главный вопрос для них - сколько? Они очень любят считать. Поэтому именно они выделили в задании количество фигур и сторон в каждой. «Метрист» оперирует количественными и порядковыми числительными (восьмой, около пяти метров). Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят пересчитывать все, что попадается им на глаза: деревья, машины, игрушки и даже собственные пальцы. Наконец, последний ответ выбирают люди с доминирующим композиционным способом мышления. Они любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это те самые торопыги, которые в противоположность топологам не хотят - и с огромным трудом заставляют себя - подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать собственные действия. Эти Остапы Бендеры («великие комбинаторы») думают и делают быстро, но при этом часто ошибаются. В речи человека с доминирующей композиционной подструктурой чаще других оказываются существительные, крылатые выражения, метафоры, комбинированные слова (например, серо-буро-малиновый). Им нравится использовать такие слова, как «вместо», «поменять», «состоит из», «в целом», «собрать», «поломать», «разобрать» и др. На этом «языке» мышления думают, как правило, мальчики. Мальчики и девочки начинают думать по-разному уже в дошкольный период. Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов мышления, а мальчики - композиционного и проективного. Метрический способ мышления развит у обоих полов одинаково. Эти различия не являются врожденными, как это может показаться на первый взгляд. Давайте более подробно посмотрим, как именно формируются разные способы мышления людей. Как мы воспитываем наших детей? Многие родители и педагоги полагают, что одинаково воспитывают мальчиков и девочек. Это скорее всего не так Одинакового воспитания нет! Почему? Требования общества и родительские установки, направленные на малыша с момента его рождения, имеют ярко выраженный «половой уклон» и оказывают огромное влияние на психику ребенка. Любой родитель мечтает, чтобы его дитя выросло здоровым, честным, добрым, умным и в итоге успешным в жизни. Но дорога к счастью для мальчиков и девочек строится с учетом полоролевых норм общества. Следуя культурным традициям, которые складывались веками, и собственным представлениям, опирающимся на эти традиции, родители, как правило, ста¬раются воспитать из мальчика настоящего - муэ/счину а из девочки - истинную леди. Особенности такого воспитания накладывают отпечаток на мышление мальчиков и девочек. На формирование преобладающего способа мышления ребенка оказывают влияние: 1 Особенности общения; 2) способы поведения и игры; 3) детская литература и телевидение. Рассмотрим каждый из этих пунктов. Особенности общения. Многочисленные наблюдения показывают, что взрослые по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используют различные жесты и мимику. Причем проявляется это достаточно четко. По отношению к мальчикам наша речь чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре с девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустная, веселая...). Половые различия в психике детей вызваны и разным отношением к ним. Поэтому не удивляйтесь, пожалуйста, тому, что ваши сын и дочка такие разные. Мы сами формируем особенности их мышления и поведения. Чтобы проследить подробнее механизмы фор-мирования подструктур, давайте возьмем, к примеру, одно типичное воскрес¬ное утро, каких много в жизни любой девочки-дошкольницы (табл. 1). При помощи подобных слов и выражений мы воспитываем девочек, прививаем им определенные способы поведения, что порождает формирование порядковой и топологической подструктур мышления. Продолжим развивать нашу гипотетическую ситуацию и предположим, что у Маши есть папа и старший брат Миша. В то время как мама обычным воскресным утром занимается воспитанием дочки и внушает ей, что та должна быть аккуратной, красивой, исполнительной - в общем, «истинной леди», папа и брат Миша пошли в магазин, чтобы выбрать Мише подарок на день рождения (табл. 2). Подобные обращения приводят к тому, что у «сильного» пола естественным образом формируются композиционный и проективный типы мышления. Способы поведения и игры. Давайте вспомним, как играют девочки. Они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, посудку, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков другие: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предо¬ставленное им пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое. Такие яркие различия в способах игры не могут не сказаться на особенностях развития их мышления. Но сами способы игры предлагаем детям мы, взрос¬лые, теми игрушками, которые дарим! В процессе становления детской психики очень велика роль игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Эти игры обычно малоподвижны и требуют небольшого пространства для проведения. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных, математических и технических способностей, поощряют независимое, соревновательное поведение. Взрослых часто раздражает то, что мальчики всюду лезут, все ломают и портят. Но такая «излишняя» подвижность мальчиков лишь следствие воспитания взрослых. Большинство детских игрушек предназначено либо для мальчиков, либо для девочек. Игрушки для девочек отличаются тем, что их упаковка выполнена обычно в пастельных или розовых тонах, на коробке изображение девочки, а по смыслу они связаны либо с уходом за собой (например, игрушечная косметика), либо с заботой о ребенке (куклы-малышки), либо с домашними делами (игрушечные пылесосы, маленькие кухонные плиты, посуда и т.п.). Игрушки для мальчиков находятся в ярко раскрашенных коробках с изображением играющего мальчика, часто бывают связаны со строительством (различные конструкторы, кубики) или активной деятельностью (спортивный инвентарь, оружие и т.п.). Как же правильно выбрать игрушку для своего ребенка? Если вам не нравится, что ребенок постоянно ломает игрушки, то надо покупать ему игры, состоящие из набора разных деталей и предметов, и игрушки, которые можно разобрать и собрать снова. Например, кубики, конструкторы и пазлы, которым традиционно отдают предпочтение мальчики. Эти игры хорошо развивают визуально-пространственные навыки ребенка. Если ваш малыш с удовольствием играет в них, значит, у него преобладает композиционный способ мышления. Взрослые, которые хотят, чтобы их малыш был аккуратным, послушным, исполнительным, доставлял им как можно меньше хлопот, когда вырастет, должны с раннего детства предлагать ему игрушки, связанные с уходом за собой, предназначенные для игры в малом пространстве, - те, в которые традиционно играют девочки. Так естественным образом сформируются порядковый и топологический способы мышления. Если родители, наоборот, хотят от своего малыша, чтобы он был более активным, независимым, то следует предлагать ему игрушки, связанные с движением, преобразованием окружающего мира. При этом надо быть готовым к тому, что поисковая деятельность такого ребенка принесет немало хлопот, так как распространяется не только на игры, но и на быт. Такие дети очень любознательны, всюду лезут, все ломают. После игры такого мальчика помещение больше похоже на город после стихийного бедствия, а не жилую комнату. На развитие психики ребенка оказывает влияние и детская литература. В книгах для малышей преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага. Их изображают с предметами, относящимися к домашнему хозяйству (кухонная утварь, метлы и т.п.). Мужчин чаще предпочитают рисовать с орудиями труда (т.е. с предметами, используемыми для работы вне дома). Лицо мужского пола в сказках всегда в действии: кого-то освобождает, уез-жает на войну, рубит, пашет, строит. Женским персонажам уготована выжидательная роль: они ждут своих любимых. Вспомним любимые детские сказки, в которых то «царь собрался в дальнюю дорогу, а царевна у окна села ждать его одна», то она лежит в хрустальном гробу, а он объездил полсвета в поисках ее и др. Такие примеры способствуют тому, чтобы у девочек формировались топологический и порядковый способы мышления, потому что им предлагают действовать в рамках замкнутого пространства и в нем наводить порядок и создавать уют. Примеры из детских сказок помогают мальчику понять мужскую роль в обществе и формируют композиционный и проективный способы мышления. Детская литература предлагает мальчикам и девочкам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте. Если вы хотите, чтобы ваш малыш не испытывал серьезных трудностей во взаимоотношениях с противоположным полом, не стоит ждать, когда он вырастет. Читая ребенку детские книжки, помогите ему не только усвоить факты, но и понять способ мышления, причины действий и поступков, которые совершают сказочные герои. Это можно сделать, задавая такие вопросы: какой герой этой сказки? Почему он так поступает? О чем он думает? Что тебе в нем нравится? Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учится понимать поведение, поступки, «мужские» (композиционный и проективный) способы мышления. И напротив, образы Золушки, царевны, принцессы служат для девочки моделью для подражания, а для мальчика - примером, при помощи которого он сможет понять «женские» (порядковый и топологический) способы мышления. Телевидение сегодня вполне способно соперничать с родителями и пе-дагогами в качестве источника ролевых моделей для подражания. Например, известно, что дети очень чутко реагируют на рекламу. Так, в подавляющем большинстве рекламных роликов с участием женщин рекламируют товары для дома, а диапазон занятий для мужчин в рекламных роликах шире, чем у женщин. Мужчина на телеэкране доминантный, мужественный, значимый, он всегда в действии, круг его интересов очень широк, и мера его свободы высока. Изучая детский портрет в рекламе, психологи обнаружили такие полоролевые стереотипы: персонажи-мальчики показываются активными, энергичными, находчивыми, полными идей, смелыми и хитрыми, занимающими деятельностно -инструментальную позицию, что способствует формированию проективного и композиционного способов мышления. Персонажи-девочки показываются хорошенькими и пассивными. Поэтому девочка ухаживает за собой, старается быть аккуратной, красивой, все делать по порядку - и у нее естественным образом формируются топологический и порядковый способы мышления. Известно, что дети быстро схватывают рекламные образы и стараются подражать им. При воспитании своих малышей взрослые могут специально обращать внимание детей на героев рекламы как на примеры или антипримеры для подражания. На телеэкране редко увидишь аккуратного, исполнительного, послушного мальчика, поэтому не будем удивляться, что и наши чада немногим от них отличаются. Возьмите «золотой ключик» Итак, утверждение о том, что мы абсолютно одинаково воспитываем сына и дочку, не выдерживает критики. Можно очень любить своих малышей, но слова, которые мы им при этом говорим, игрушки, которые дарим, способы поведения, которые прививаем мальчику и девочке с помощью детской литературы, телевидения и, наконец, просто родительского примера, - разные. Результаты такого различного воспитания видны уже в раннем детстве. Малыши растут, впитывая родительские установки и требования общества. И вот школа - глобальная апробация мальчиковых и девочкиных ролей. От мальчиков и от девочек ждут успехов в учебе, и они стараются, однако достижения детей, как правило, различны - не только в соответствии с их способностями и интересами, но и потому, что они просто мальчики и девочки. Способы мышления могут трансформироваться и изменяться в процессе развития ребенка, но, как утверждал Гораций: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые». Как мы отмечали ранее, доминирующая структура мышления ребенка, заложенная в дошкольный период, нередко остается таковой и в его взрослой жизни. Особенности мышления сохраняются и развиваются. Психологи утверждают, что половые различия в усвоении учебного материала влияют и на успехи, которых школьники добиваются в обучении. Взрослые «дяди» и «тети» тоже думают по-разному и поэтому часто ссорятся, не понимают друг друга и собственных детей. Взрослые мужчины и женщины часто кажутся друг другу - вы сами это знаете - существами с разных планет. Зная законы нашего мышления, давайте воспользуемся этим «золотым ключиком» к пониманию самих себя, своих детей, воспитанников и просто окружающих людей. Чтобы наши дети лучше понимали нас, необходимо разговаривать с мальчиком и девочкой по-разному. Так, не будем ломать индивидуальность ребенка, а будем учитывать ее, подстраиваться под нее, следовать ее логике развития, то есть понимать способ мышления ребенка. Тогда наши дети будут вырастать со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слез. В организации такого воспитания, очевидно, и заключается талант педагога. Таблица 1 Слова, обращенные к девочке Подструктура мышления, которая при этом формируется у ребенка Машенька, лора вставать. Ты и гак сегодня спишь дольше: сегодня воскресенье, и поэтому не нужно в садик Порядковая, так как задаются определенные нормы и правила: «Существует время, когда нужно вставать», «Обычно нужно просыпаться рано», «В воскресенье не просыпаются рано», «В воскресенье не ходят в садик» Сначала аккуратно заправь кроватку, а потом иди умываться Порядковая: задается определенный алгоритм выполнения действий Ты почистила зубы? Умница, ну иди, я заплету тебе косы, ты же девочка и должна быть красивой Порядковая: «Нужно чистить зубы по утрам», «Нужно причесываться», «Девочка должна быть красивой» Сейчас возьми большую открытку, свои новые краски и нарисуй красивое поздравление с днем рождения для братика Миши Порядковая: много прилагательных, правила поведения, алгоритм действий Почему ты вся измазалась? Ты что, лежа на полу, рисовала? Ну-ка вставай! На полу никто не рисует. Надо рисовать, сидя за столом. Когда рисуешь, нельзя пачкать себя красками Порядковая: девочка не последовала принятым правилам, а мама поправляет ее и требует действий по правилам Садись за стол. Положи перед собой открытку. Справа поставь краски, а слева воду, чтобы макать кисточку Порядковая: задается алгоритм выполнения задания и даже размещения предметов на столе Придумай, что ты будешь рисовать. Возьми в правую ручку простой карандаш и рисуй им. Лучше рисовать сначала карандашом, а потом раскрашивать красками Порядковая: задается алгоритм выполнения задания Нарисуй для братика большой букет цветов и раскрась его яркими красками. Листочки должны быть зелеными, а цветы - красными и желтыми Порядковая: диктуется, каким цветом что нужно раскрашивать в букете Помочи кисточку в воде (только не во рту), потом в краске. По листку кисточку веди медленно и аккуратно, старайся не отрывать руки, пока не обведешь весь цветок. Цветки и листики закрашивай все, полностью. без беленьких дырочек Порядковая: в первом предложении задается алгоритм. Топологическая: от ребенка требуются замкнутость, компакта ость, с вязность выполняемых действий Продолжай сама. Только сиди ровно, не пачкайся и помни, как надо рисовать Порядковая: от Маши требуется опять работать по заданному алгоритму
Таблица 2 Слова, обращенные к мальчику Структура мышления, которая при этом формируется у ребенка Миша, подъем! Вставай, мы пойдем выбирать тебе подарок, если ты, конечно, хочешь его получить Проективная: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)» Давай, «спартанец», зарядка, умывание, перекусим и быстренько «в путь» Композиционная: перечисленные этапы деятельности можно и переставить, описаны блоки, куски, из которых состоит деятельность мальчика, использованы существительные, образные выражения. Требования к красоте, законченности и правильности выполняемых действий ми¬нимальны Переходи дорогу внимательно, а то всякие водители-лихачи бывают и могут тебя сбить Проективная: что будет, если поедет водитель-лихач? Слово «лихач» - это сравнение, поэтому также развивается композиционная подструктура Выбирай: конструктор, солдатиков или машинку. В этом магазине есть все, что может хотеть настоящий мужчина. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь: военным, водителем или архитектором? Проективная и композиционная: ребенку необходимо спроецировать, кем он вырастет, и выбрать из множества ту игрушку, которая будет соответствовать его предполагаемой профессии Раз ты решил стать гонщиком, то машинка-трансформер как раз подойдет. Она похожа на настоящую и разбирается на части Проективная: использовано слово «похожа», проекция будущей профессии «раз решил стать гонщиком, то...» Композиционная: разбирая и собирая эту игрушку, мальчик будет совершать прямые и обратные мыслительные операции Ну вот, подарок выбрали. Теперь надо торопиться к праздничному столу. А то сам подумай: что будет, если гости соберутся, а именинника нет? Проективная: «Если гости соберутся без меня, то я не получу подарки, все будут меня ждать и тд.» Композиционная: пропущено много этапов деятельности (заплатить, завернуть подарок)
|