Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.

Общее влияние игры на развитие мышления.

Игра — основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Она имеет важное значение в жизни ребенка, ее можно сравнить с работой и хобби в жизни взрослого человека. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного.

Известно, что у детей младшего возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому главной задачей родителей на данном этапе развития своего чада будет являться обучение малыша в игровой форме. Преимущество этого заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых занятий и способов действия. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать простые слова, сочиняет свои первые стихи. В игре у ребенка появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение.

 

Многие родители считают, что наиболее важным является развитие речи и мышления у ребенка. Но ведь занятия физической культурой не должны быть оторваны от речевой или другой деятельности. Движения малыша вполне могут развиваться в процессе игры, когда с помощью логических связей объединяются несколько видов деятельности: музыка, физическая культура и речевая деятельность; развитие движений и т. п. Но все это должно быть продумано заранее.

Например, с помощью кукольного театра вы можете изобразить лес. При этом у ребенка организуется речевая деятельность: покажите ему отрывок из сказки — эпизод о зайчиках — они поют песенку, затем рассказывают стишки, им угрожает опасность — нужно спрятаться, но вот опасность миновала — и зайки вновь радостно играют и т. д. Таких движений можно придумать огромное множество, все зависит от воображения взрослого. А после окончания спектакля попросите вашего малыша повторить те движения, которые ему больше всего запомнились или понравились. Таким образом вы ненавязчиво заставите ребенка двигаться и задействуете несколько видов памяти.

Дома ребенок должен непосредственно развиваться в самых естественных условиях. Режим необходимо соблюдать лишь при организации быта: отдыха ребенка, питания, прогулок на свежем воздухе. Разнообразную игровую деятельность детей организуют в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья.

Вот, к примеру, игра "Самолетик", в которую можно играть с ребенком как дома, так и на улице. Возьмите игрушечный самолет, рассмотрите его с ребенком, задайте вопросы: "Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?" и т. д. Затем попросите ребенка изобразить самолет, пускай при этом он побегает по комнате и вместе с вами повторяет стихотворение А. Барто "Самолет":

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

После нескольких раз повтора такого занятия малышу понравится игра, и, возможно, он уже наизусть выучит стихотворение.

Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только дома, но также и в свободное время на прогулке. Но, если игра совсем не знакома ребенку и требует от него довольно высокого умственного напряжения, малыша следует подготовить к ней. Иначе вы рискуете вызвать у него негативное отношение к занятиям.

Использование дидактических игрушек или пособий нередко называют игрой: стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку — и считается, что игра состоялась. Но это совсем не так. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием при занятии с ребенком. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

  1. познавательный, т. е. то, чему вы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотите ему передать;
  2. воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для двухлетнего малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые вы предлагаете ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с возможными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и конечно же для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Их выполнение требует от малыша определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Но, для того чтобы игра действительно увлекла малыша, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с ребенком родитель вовлекает его в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для малыша.

Взрослый должен стать как бы центром притяжения в общении. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой, особенно для малышей двух лет. В то же время взрослый организует игру и направляет ее — он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет его хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, но и указывает на ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы у ребенка. Кроме того, многие игры учат ребенка действовать "в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Малыш всегда стремится к чему-то новому, необычному, веселому. Поэтому для ребенка второго года жизни наиболее результативными будут игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача такой игры обычно занимает ребенка и не требует от него особых усилий.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Вот пример одной из таких игр, которая называется "Что на картинке?".

Цель этой игры — научить ребенка самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.

Материалом игры является предметное лото, которое состоит из карт. На них изображены знакомые ребенку предметы бытового окружения. Это может быть одежда, посуда, мебель, игрушки и т. д. Они обязательно должны быть изображены реалистично и красочно.

В начале игры вы раскладываете перед ребенком картинки и, рассматривая их, говорите, что на них изображено. Затем перемешиваете все карточки и раздаете их малышу. Он должен еще раз внимательно посмотреть на них, затем попросите, чтобы он дал вам карточку с тем предметом, о котором вы попросили. Не торопите малыша, пусть он хорошо подумает и наверняка укажет на верную карточку.

Интерес малыша к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом. Кроме того, привлекательной для него является возможность применить свои знания, приобретенные в более раннем возрасте. А ваше одобрение только может вселить в него уверенность и принести радостные переживания.

Эта игра развивает речь малыша, способствует развитию образного мышления, воображения и его познавательного развития.

Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. А для этого важно искренне любить ребенка, поддерживать его стремление к личной свободе и радости существования. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а взрослые уделяют ему внимание, несут душевную теплоту и спокойствие, привлекают к разнообразной деятельности, помогают, хвалят, дают возможность не только играть со сверстниками, но и побыть одному. Ребенок должен иметь свои любимые игрушки, вещи, маленький коврик на полу или какое-то другое пространство, где он мог бы один поиграть со своими игрушками, отдохнуть от окружающих, когда ему это захочется.

Просмотров: 413
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Анна Смирнова. Развивающие игры, их значение в развитии ребенка
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Ирина Синкевич. Игры, стимулирующие развитие речи малыша
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Игры для ребенка от 1 до 2 лет
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Редактор. Игры и конкурсы на День Рождение ребенка
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • гульнара вагапова. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь