Для начала давайте разберемся с определением понятия «компетенция». Существует множество определений этому понятию.
- 1.Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
- 2.Также можно объяснить, что компетенция – это способность применения ЗУНов (Знаний, Уменийи Навыков) в практике.
Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
На дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Повышение компетентности, проявляющейся в том, что, обладая знаниями, умениями, навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные решения, происходит на основе формирующихся и развивающихся компетенций (речевой, коммуникативной, физической, валеологической, интеллектуальной), которые станут базой для работы в этом направлении на уровне системы общего образования.
Коммуникативная компетенция - умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями.
Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстро меняющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция - признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Двигательная компетенция - развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.
Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей, специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.).
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.
Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и деятельность, выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным побуждениям.
Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую действительность и самого себя.
Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт.
Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию:
- от 0 до 1 года – эмоционально-мотивационные компетенции;
- от 1 до 3 лет – организационно-деятельностные (регулятивные);
- от 3 до 7 лет – социальные;
- от 7 до 11 лет – учебно-познавательные.
Со временем детей начинают увлекать сюжеты, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость с/р и театрализованной игры. В с/р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В с/р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с/р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы. Такие дети проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость.Им не хватает внимания, сосредоточенности.
Практические наблюдения показывают, что в ходе театрализованной игры повышается умственная активность, совершенствуются речевые навыки, развиваются психические процессы, повышается эмоциональная активность. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
- • приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
- • педагог может осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
- • огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
- • необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
- • учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей младшего дошкольного возраста должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей старшего дошкольного возраста более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Подготовила: старший воспитатель ГОУ Детский сад №400
Волокитина Наталья Анатольевна
Москва 2011 год.