Лисенкова Светлана Александровна музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №458 г.Челябинска» г. Челябинск, Челябинская область
Аннотация: данная статья раскрывает значение последовательной и систематической коррекционной работы с детьми с ТНР. Какое влияние театрализованная деятельность оказывает на всестороннее развитие личности ребенка что повышает умственную активность детей, совершенствует речевые навыки, обеспечивает коррекцию нарушений речевой сферы, и способствует в целом. значение театрализованной деятельности в коррекционной работе. и
Ключевые слова: дошкольное воспитание, речь, театральная деятельность, развитие ребенка.
Проблема коррекции речи детей является одной из актуальных на сегодняшний день, особенно среди детей дошкольного возраста. Ведущую роль в воспитании и развитии дошкольников, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке детей к школе, занимают дошкольные образовательные учреждения. Проблема речевого развития детей в коррекционных группах особенно волнует родителей, специалистов и воспитателей, так как у детей с нарушением речи имеются и другие более сложные отклонения. В коррекционные группы ДОУ поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т.д. Формирование связной речи детей с ТНР в детском саду осуществляется, как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Исследуя методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что использование театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, будет более эффективной, чем обычные занятия. В систему коррекционной работы с детьми необходимо включать театрализованные игры, упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, обеспечивают коррекцию нарушений речевой сферы ребенка, а значит, влияют на развитие его личности в целом. Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, которая позволяет детям проявлять активность, устранять речевые нарушения и развивать творческие способности. Основным моментом театрализованной игры является выполнение какой-либо роли ребенком. В процессе игры ребенок создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции, чувства, переживания с помощью различных видов театрализованной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое поведение, взаимоотношения с людьми, а также окружающий его мир. Через игру, ребенок учится не только передавать эмоциональное состояние, но и мимику, жесты, интонацию своего персонажа, правильно использует выразительные средства для передачи образа, характера героя. В процессе освоения театрализованных игр обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется и совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон, умение вести диалог с партнером. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать коррекционное влияние на детей.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности, она учит доброте, чуткости, смелости, формирует понятие добра и зла, позволяет справиться со многими проблемами и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Увидеть, услышать и понять, а главное помочь раскрыться каждому ребенку, суметь зажечь в нем интерес к творчеству, самая главная задача педагога.
Есть много разновидностей театрализованных игр для коррекционной работы с детьми. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других разыгрывают сценки из сказок с помощью кукольного театра. Используют настольный, теневой театр, выступают с куклами бибабо.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, певческое, сценическое мастерство. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть возможности каждого ребенка, развивать его талант и способности.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, музыкальному, театральному. У детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, художников, декораторов, дирижера. Обогащается культура детей, расширяется словарный запас, кругозор, дети приобретают новые знания, умения и навыки.
В процессе деятельности между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, развиваются коммуникативные навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, владеть собой в трудной ситуации: кто-то забыл слова, перепутал текст. Не все дети относятся доброжелательно друг к другу, поэтому роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми четкие задачи и незаметно передавать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность.
Не оставлять без внимания ни одного вопроса, касающихся лично каждого ребенка, его эмоций, переживаний, трудностей с которыми он сталкивается во время репетиции или в процессе игры. Рассматривая широкий спектр коррекционной работы, организация предметно-развивающей среды часто не отвечает требованиям индивидуально-дифференцированного подхода к детям с проблемами в речевом развитии. Поэтому, должны быть созданы условия, при которых ребенок удовлетворит свои стремления и потребности. Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, выполнять коррекцию нарушений коммуникативной сферы, активизировать познавательные процессы, нужно широко использовать материалы и оборудование для театрализованных игр.
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. Неполноценная игровая деятельность детей тормозит развитие новых форм речи. В процессе театральной игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность, отрабатывать речевые и коммуникативные умения, визуализировать слово и звук, развивать диалогическую и монологическую, связную речь, совершенствовать её выразительность. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Театрализованная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности: аналитические, физиологические, психологические. Важное место в развитии театрализованной игры дошкольников с проблемами в развитии речи занимает кукольный театр, игры-драматизации, в которых дети разыгрывают сюжет знакомых сказок. Технология формирования театрально-игровой деятельности имеет определенные этапы.
Первый этап направлен на формирование интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания детей с проблемами участвовать в различных театрально-игровых формах. Работа начинается с «погружения» ребенка в мир театра в условиях детского сада.
Второй этап направлен на обогащение эмоционально-художественного опыта, на восприятие представлений, развития образного внимания. Эти задачи в работе с дошкольниками с проблемами в развитие речи, решаются через игровые задания, творческие этюды.
Третий этап – это реализация, владение в доступной детям форме элементами техники и средствами выразительности для передачи образов и сюжета, сценическое воплощение ролей, спектаклей, разыгрывание сказок.
Большая поддержка и заинтересованность наблюдается со стороны родителей. Педагоги и родители в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, перевоплощаясь в разных персонажей. Это поможет лучше узнать детей, их характеры, интересы и желания. Дети станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого. Родители с энтузиазмом шьют костюмы для детей, помогают в оформлении декораций, очень ответственно относятся к разучиванию песен, стихов.
На конец года дети показывают очень хорошие результаты по таким разделам музыкальной деятельности, как восприятие музыки, а именно эмоциональность, проникновенность, верное определение характера, настроения, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения. Исполнение песен становится более выразительным и эмоциональным (раскрыть характер персонажа с помощью песни), повышаются вокальные навыки и умения (чистое интонирование мелодии, использование динамических оттенков). Движения детей становятся более координированными, уверенными, исчезает скованность и неловкость. Самое главное, дети начинают верить в свои силы, исполнять роль с удовольствием, вкладывая в неё свою душу.
Наряду с этими показателями качественно изменяется уровень речи детей. В ходе упражнений, репетиций, а затем выступлений идёт автоматизация звуков. Речь детей, обогащенная новыми словами, становится более свободной, голос приобретает силу и выразительность. Появляется умение сочетать одновременно движения со словом, мимикой и жестами, что является довольно таки большой проблемой для этой категории детей.
Совместная работа с логопедом и воспитателем, направленная на достижение одной цели – это развитие речи у детей, позволяет мне ставить ближайшие задачи и решать их планомерно и последовательно.
Список литературы
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2009. – 137 с.
- Баряева, Л. Б., Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в коррекционно- развивающей работе» М. Каро, 2007. С. 6-43.
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс] / Г.А. Волкова. — Режим доступа: http: //pedlib. ru/Books/1/0295/1_0295-1. shtml
- Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М.: Аркти, 2007. – 144 с.
- Лесняк, И. В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И. В. Лесняк // Вестник ТГУ – 2011 № 7 (99) – С. 119 – 125.
- Насибуллина, А.Д., Хаустова, М.Н. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 05 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 63–65.
- Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с
- Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. – 200 с.
|