В настоящее время в логопедии существует немало методик по развитию связной речи (Е. Л. Ефименкова, Т.А. Ткаченко), но один из них — метод с использованием сказки заслуживает особого внимания. Повышение интереса к данному методу обусловлено его высокой эффективностью в коррекционной работе с детьми любого возраста, уровнем интеллектуального, сенсорного и двигательного развития.
Одна из основных функций сказки — развивающе-терапевтическая, поскольку имеет психотерапевтический эффект. Сказка служит для ребенка своеобразным «окном в мир»: он познает окружающую действительность, учиться жить в социуме. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию, способствует развитию образного мышления, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Основной целью сказки как «лечебного воздействия» является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказки в коррекционной речевой деятельности малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств, в том числе и связной речи. По мнению Винарской Е.Н., эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи.
О.А. Шорохова впервые дала определение сказкотерапии с логопедической точки зрения. Под термином сказкотерапия она определяет — способ обогащения и актуализации словарного запаса ребенка, развития навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, а также нормализацию произносительной стороны речи и эффективную форму воздействия на эмоциональную сферу малыша
Использование сказки в качестве средства развития связной речи способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствованию лексико-грамматических средств языка, совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка, приобщению детей к истокам народной культуры; тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалoги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Помимо этого, работа со сказкой оказывает положительное влияние на развитие просодической стороны речи речи: тембра голоса, его выразительности, силы, темпа, интонации.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей (В. М. Водовозовой, О.С. Ушаковой и многих других). Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н.А. Погосова отводит большую роль сказкам: тексты сказок способствуют расширению и обогащению словарного запаса, помогают выстраивать диалоги, оказывают влияние на развитие связной монологической речи.
Л.Д. Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов. О.А. Шорохова в своем пособии «Играем в сказку» представила комплекс занятий по возрастным группам, в которых используются не только беседа, но и инсценировка, опорные схемы.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи. По ее мнению, в таких простых формах письменного общения, как записки, короткие письма, сказочные герои являются первыми объектами. Тексты сказок насыщены фразеологизмами, пословицами, поэтому она предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать эти элементы, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
За последнее время значительно расширился список литературы по этой проблеме. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний.
Авторским коллективом учителей логопедов Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской разработаны логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями. Т.А. Ткаченко разработала логосказки с использования наглядности и с моделированным содержанием.
В пособии А.А. Гуськовой на материале народных и авторских сказок раскрываются современные подходы к совершенствованию лексико-грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей с ОНР. Е.Г. Карельская в своем пособии «Растим говорунов» предложила для более легкого усвоения трудного материала в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок.
Таким образом, можно отметить важность использования сказки в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста. На занятиях в целях расширения словаря, обучения рассказыванию и пересказу, развитию навыков построения диалога, формирования грамматически правильной речи используются различные виды сказок.
|