Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №10 г. Белгорода О.Е. Щендрыгина
Коррекционно-образовательные цели:
Расширить и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи:
- учить согласовывать существительные по родам;
- упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
- учить составлять распространенные предложения;
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри-ятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
Скачать конспект
самостоятельности, инициативности, ответственности.
Основные коррекционные задачи: НОД:
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой структуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля).
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.).
Развитие неречевых процессов:
- общей и мелкой ручной моторики;
- развитие мышления.
Оборудование:
наборное полотно, разрезные картинки с изображением одежды, мнемотаблицы – бланки индивидуальные, образцы тканей, конверты с заданиями, рисунки медвежат для самооценки.
Лексико-грамматический материал: мнемотаблица стихотворения, мнемотаблица для составления описательных рассказов, мнемодорожки для составления предложений
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем.
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!
2. Введение в тему (сообщение темы)
(Задание: собрать разрезную картинку, назвать детали одежды.)
Логопед: — Ребята сегодня утром я проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от Медвежат и даже одну посылку. Давайте посмотрим, о чем они нам пишут? Первое письмо от самого маленького Мишутки.
«Здравствуйте ребята! Мне рассказали, что вы очень умные и воспитанные. Но я им не поверил, поэтому мы с друзьями придумали для вас разные задания. Первое из них в конвертах, которые лежат у вас на столах.»
Логопед: Ребята, откройте конверты и соберите предмет из частей. Что же это?
Дети работают в парах, собирают из деталей предметы одежды: куртку, платье, пиджак. Называют детали.
Логопед: Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Об одежде.
Логопед: Ребята с первым заданием мы справились, давайте смотреть дальше.
3. Основной этап. Составление предложений, с использованием качественных прилагательных.
Логопед: следующее письмо пришло к нам от Ёжика.
«Здравствуйте ребята. Я очень люблю шить, иногда друзья называют меня ёжик портной. Они говорят, что у меня так хорошо получается шить, что мне следовало бы открыть свое ателье. А пока я шью просто для друзей. Откройте посылку от меня и найдите какую одежду и из чего я сшил для своих друзей.»
- Ребята, ёжик прислал вам разные образцы материалов, и таблички (мнемодорожки).
Дети по одному достают из посылки квадраты с образцами материалов, называют их и вставляют их в соответствующие пустые квадраты мнемодорожек, составляют предложения.
Ёжик сшил Мишутке трикотажную футболку.
Ёжик сшил Белке меховую шубу
Ёжик сшил Лисичке шерстяной жилет.
Ёжик сшил Волку кожаную куртку.
Ёжик сшил Сове льняную юбку.
Ёжик сшил Зайчихе шелковое платье.
4. Физкультминутка. (Динамическая пауза)
а) Развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Шитье одежды.
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик.
Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
б) Психогимнастика
Оживление предметов.
Представить себя большой меховой шубой; потерянной варежкой; и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка мышонок. Каковы будут ваши действия?
5 Основной этап
Игра «Письмо от Белки»
Рассказывание стихотворения по мнемотаблице
Логопед: Ребята мы отдохнули, а теперь давайте прочитаем следующее письмо. Третье письмо пришло нам от Белки.
«Здравствуйте ребята. Ёжик сшил мне такое красивое шелковое платье, что мне самой захотелось научиться шить, и я попросила Ёжика научить меня кроить и шить. Прочитайте стихотворение, которое я сочинила и вы узнаете, что и для кого я научилась шить»
Логопед: Послушайте, я прочитаю стихотворение Белочки.
- Давайте вместе его прочитаем.
- Кто хочет прочитать все письмо полностью?
Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему штанишки
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
(З. Александрова)
!
И
Составление рассказа описания по мнемотаблице.
Четвертое письмо от волка.
«Ребята, вы уже наверное выполнили много легких заданий. Я прислал вам таблицу в помощь, чтобы вы могли сами рассказать о своей одежде»
- Цвет
- Детали
- Абрис с вопросом.
- Зима, лето
- Женщина, мужчина, ребенок
- Рука
какого цвета одежда
назови детали одежды
из какого материала сшита
для какого времени года одежда
мужская, женская или детская одежда
что можно делать с одеждой.
Здесь задания можно разделить по подгруппам.
Для сильной подгруппы детей раздаются чистые шестиклеточные бланки-таблицы. Ребенок выбирает определенный предмет одежды. Логопед на доске по одному полю за-полняет пустые ячейки мнемотаблицы. Ребенок рисует на собственном бланке. Таким образом, каждый ребенок заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ-описание о любом предмете одежды. Дети среднего и низкого уровня составляют рассказ совместно с учителем.
Пример.
У меня есть сарафан красного цвета. У сарафана есть рукава, пояс, карман. Сарафан сшит из шелка, он шелковый. Сарафан носят летом, это летняя одежда. Сарафан носят только женщины и девочки, это женская одежда. Сарафан можно примерить, купить, одевать, постирать и погладить.
Мимические упражнения.
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль
Логопед: У нас осталось одно письмо, пятое от Совы.
«Здравствуйте, дорогие дети. Теперь мы с друзьями не сомневаемся, что нам сказали правду про вас, вы действительно умные и воспитанные, много знаете об одежде и хорошо ведете себя на занятии, а сможете ли вы показать мои эмоции если:
Я купила новую одежду, удивилась необычному наряду, восхищаюсь новым костюмом Зайца, печалюсь, нечаянно порвав одежду»
6. Заключительный этап (Подведение итогов занятия)
- Чьи задания мы выполнили сегодня?
- Медведя, Белки, Ёжика, Волка и Совы.
- Оцените себя и встаньте рядом с лентами:
короткая – означает, что уши и глаза были менее внимательны, рот допускал ошибки, а длинная означает, что уши и глаза были внимательны, рот говорил красиво, ошибок почти не было.
Дети оценивают себя.
|