Тип: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
- знакомство со структурой письма и особенностями его построения;
Развивающие:
- развитие кругозора, мышления учащихся;
- обогащение словарного запаса школьников;
- расширение знаний детей о культуре Вологодского края;
- развитие интереса к родине Деда Мороза, желания написать письмо зимнему волшебнику.
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости за свой край;
- воспитание любви и бережного отношения к русской природе и русскому языку.
1 Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
2. Введение в тему урока.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами научимся писать письмо. А кому оно будет адресовано вы узнаете отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Ёлку пышную зажжёт,
Ребятишек забавляя,
Встанет с ними в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья...
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!
-Ребята, кому мы с вами будем писать письмо?
-Деду Морозу. (На слайде появляется картинка с Зимним волшебником дедом Морозом).
-Послушайте стихотворение и постарайтесь продолжить.
Снегом все запорошило-
И деревья, и дома.
Это значит наступила
Белоснежная зима!
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что нынче праздник.
Что за праздник Все вместе: Новый год!
- Молодцы. Дед мороз приходит к нам в Новый год. Это самый весёлый и всеми любимый праздник. Послушайте фрагмент песни и скажите, что обязательно должно быть на этом празднике помимо Деда Мороза?
(слушание отрывка песни "В лесу родилась ёлочка")
Что обязательно должно быть на Новом году?
-Ёлочка.
(*На слайде рядом с Дедом морозом появляется красивая новогодняя ёлочка).
- Посмотрите какая красивая ёлочка, что нужно сказать, чтобы она стала ещё красивее?
Раз, два, три ёлочка гори.
(ёлочка мигает разноцветными огнями)
3. Словарная работа.
- Кто же самый главный на новогоднем празднике?
- Дед мороз.
- А с кем приходит дед мороз на наш новогодний праздник?
- Со снегурочкой.
(На слайде появляются дед мороз и снегурочка)
-Посмотрите внимательно на деда мороза и снегурочку, затем я выключу изображение и буду задавать вам вопросы о внешнем виде этих героев.
-Какой костюм носит Дед мороз?
-Что у него на голове?
-Что у Деда мороза на руках?
-Что он носит на ногах?
- Как вы думаете, какой Дед мороз по характеру?
4. Заочное путешествие на Родину деда Мороза.
- Кто из вас знает, где живёт дед мороз?
- Родина деда мороза — Великий Устюг.
Сто церквей по берегу, как будто
Табуны промчались налегке.
Я пройду по берегу под утро:
Купола купаются в реке.
Сколько их вокруг, золотогривых,
Чуть коснулась — пальцы обожгла.
Если кто-то выдумал разливы,
Это чтоб купались купола...
- Кто из вас хотел бы побывать на родине деда мороза?
-Садитесь по удобнее и мы с вами сейчас отправимся в виртуальное путешествие на родину деда мороза и побываем в тереме. где он живёт и в его рабочем кабинете. А терем этот смастерили мастера из города Сокол. (ссылка)
5. Тема урока.
-Сегодня на уроке мы научимся правильно, красиво составлять письма Дедушке Морозу.
-А что такое письмо?
- В словаре С.И. Ожегова:
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга. А от нас до Деда Мороза много км.
а) Составление адреса. Работа с конвертом.
-Итак, где живет Дед Мороз?
-в г. Великий Устюг.
Это нам нужно знать, чтобы правильно написать адрес.
-А где пишут адрес?
-на конверте
Рассмотрим конверт на доске. (Конверт с закрытыми надписями)
В правом нижнем углу написано:
Кому: — кому мы напишем письмо?
- Дедушке Морозу
(Учитель открывает слова адреса на конверте)
Куда: +Как называется наша страна?
-Россия
-Область, в которой мы живем?
-Вологодская область
- Город, где живет Дед Мороз?
-г. Великий Устюг
Далее пишется улица, дом. Но Деда Мороза в г. Великий Устюг знают все, поэтому напишем – дом Деда Мороза.
- Дед Мороз – это адресат.
Далее написан индекс места назначения. В г. Великий Устюг он такой -162390. Индекс нужен для того, чтобы письмо правильно и быстрее дошло до адресата.
А теперь посмотрим в левый верхний угол. Там написано:
От кого: +Запишите свою Фамилию, Имя, Отчество.
Вологодская область, Череповецкий район, С Воскресенское ул Рабочая д4.
наш индекс 162650 (Самостоятельная работа учащихся)
-Физминутка.
-А сейчас давайте немного отдохнём. Раз мы говорим о зимнем волшебнике, то и физминутка у нас будет зимняя.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
б) Структура письма.
- На чём мы с вами будем писать письмо?
- На белой бумаге.
-Ребята, писать письмо на обрывке бумаги или листочках, вырванных из тетради – это признак дурного тона. У каждого из вас лежит лист – заготовка для письма. На нем вы и будете писать письмо.
- В какой город отправится наше письмо?
-В великий Устюг.
-Давайте рассмотрим части письма.
- часть. приветствие.
- часть. сообщение о себе.
- часть. добрые пожелания.
- часть. концовка.
Рассмотрим подробнее каждую часть письма.
1 часть:
Узнаем, что пишется в самом начале письма?
-Что мы делаем, когда встречаемся рано утром?
-Здороваемся
Правильно, приветствуем друг друга, так и в письме
1 часть — Приветствие.
-Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза?
-Здравствуй, Добрый день, Уважаемый, Любимый, Дед Мороз, Дедушка Мороз
Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы. 1 часть в письме-заготовке уже написана, прочитайте.
-Здравствуй, Дедушка Мороз!
Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе.
2 часть – Сообщение о себе.
-Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе. Итак в 3 части можно написать о:
-о себе, о городе, о семье, о друзьях, об увлечениях
Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
-Кто желает составить рассказ о себе?
(Устные рассказы детей)
3 часть – Добрые пожелания.
В этой части можно спросить о чем-нибудь самого сказочного волшебника. Например:
-Как ты живешь? Как твое здоровье? Какие у тебя новости?
Здесь же можно поздравить Деда Мороза.
-Кто знает, когда Дед Мороз отмечает свой день рождения?
-18 ноября.
В этот день к Деду Морозу съезжаются Дедушки Морозы всех стран. (фото) Проходит большой праздник на Вотчине. (фото) Вот какие рисунки, поделки прислали ребята из г. Сокол Деду Морозу. Сейчас они находятся в его доме. (фото)
Так же можно поздравить Деда Мороза с наступающим Новым годом и Рождеством.
Что можно пожелать Деду Морозу?
Ребята, огоньки на нашей елочке горят, но на ней мало игрушек. Давайте украсим ее игрушками. Но прежде, чем повесить их, нужно загадать желание и сказать пожелание Деду Морозу.
(Дети украшают елку на доске бумажными игрушками, говорят пожелание Деду Морозу.)
Здесь же можно выразить свою благодарность, поблагодаритьДедушку Мороза, например:
-Спасибо за внимание.....
-Спасибо, что прислал.....
И попросить о чем-либо Деда Мороза, например:
Я прошу тебя ответить на мое письмо.
Прошу писать мне.
Может кто и поделится с Дедом Морозом самым сокровенным, своей заветной мечтой. А ведь Дед Мороз — волшебник, и, если верить в чудо, то мечта непременно сбудется.
3 часть – Добрые пожелания. Она у каждого получится своя. Пишем ее.
И наконец, 4 часть – Концовка где мы прощаемся с Дедом Морозом. Закончим письмо словами прощания.
-Как можно попрощаться?
-До свидания, До скорой встречи, С уважением
Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее кто написал письмо:
-Фамилия, Имя.
-Дата и место написания.
Закончите письмо.
Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. А еще, чтобы она сбылась, нужно хорошо учиться, помогать дома старшим, защищать и не обижать младших. А Дед Мороз, судя по вашим делам и поступкам, по вашим успехам в учебе, постарается, чтобы ваша мечта осуществилась.
6. Подведение итогов.
-Ну вот и подошёл к концу наш урок. Мы с вами написали письмо Деду морозу.
А вы знаете, что под Новый год происходят чудеса, и уже давно сложилась традиция находить подарки под елочкой. И взрослые, и дети ищут их, надеясь на чудо.
А мы с вами подводим итоги урока. Сейчас каждый из вас выразит свое впечатление об уроке.
(Высказывания учащихся)
|