Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 26»
Воспитатель: Терёхина Екатерина Михайловна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: формирование у детей представления о новогодних традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.
- Развивать познавательный интерес к событиям в республике.
- Развивать фантазию, память и речь
- воспитывать уважение к новогодним традициям.
- Формировать дружеские отношения.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов; чтение сказок о Морозко: «Мороз Иванович», «Морозко», «12 месяцев», и другие; прослушивание аудиозаписей – звуки метели, хруст снега; беседы.
Оборудование:
- Снежинки в количестве 8 штук;
- шаблон из цветного картона ёлочного шара;
- клей ПВА;
- манная крупа;
- паззлы;
- блёстки;
- одноразовые тарелки;
- кисти для клея.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Планируемый результат: Пополнить словарный запас детей, закрепить приобретённые знания.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Дети проходят в зал, на ковре лежат бумажные снежинки. Приветствие.
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Добрый день, ребята, я рада вас видеть.
Посмотрите почему-то на ковре лежат снежинки, наверно они хотят нам напомнить о времени года который наступит после осени. Ребята, какое же это время года? (Ответ детей) А кто знает зимние месяца? (декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: Давайте каждый из вас возьмет по одной снежинке!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Посмотрите с обратной стороны снежинок, что-то написано. Давайте посмотрим! Здесь загадки.
Загадки.
За окном сегодня вьюжит, В белом – улицы, дома. Позаботилась о стуже Беспокойная... (зима).
Разрисовывает окна Он старательно, охотно, Щиплет больно щёки, нос И зовут его... (Мороз).
Воспитатель: Загадки мы отгадали, отгадки были о чем? (Ответы детей) Как же мы поймём, что наступает зима? Какие признаки зимы вы знаете? Только слушайте друг друга внимательно, чтобы ответы не повторялись. Отвечать старайтесь полным ответом (дети называют признаки).
Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим зимние иллюстрации с изображением признаков зимы.
Показ иллюстраций на зимнюю тематику (развешивание на магнитной доске, дети рассказывают, что изображено на иллюстрации)
Воспитатель: Присаживайтесь на ковёр, я загадаю вам ещё одну загадку.
Загадка.
В красной шубе с бородой В гости к нам спешит домой На оленях радость вез Кто он дети? (Дед Мороз)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года (ответ детей). Какой месяц (ответ детей). Считается, что именно 18 ноября наступает настоящая календарная зима, а значит именно в такой день и мог появиться на свет самый настоящий Дед Мороз.
Ранее Деда Мороза называли Морозко, хотя Морозко и поныне существует в наших сказках (картина с изображением Морозко). Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках:
3. Пословицы.
«Мороз не велик, да стоять не велит»
«Заковал мороз реки, да не навеки»
«Мороз, то мороз, береги свой нос!»
Воспитатель: Давайте теперь повторим пословицы вместе.
И в сказках: «Мороз Иванович», «Морозко», «Два Мороза», в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника (выступая под именами Студенец, Трескунец), или дарителя при правильном поведении сказочного героя (Морозко).
4. Дидактическая игра.
Воспитатель: Дети, а вы любите собирать паззлы? (Ответ детей) На столах лежат паззлы. Делимся на две команды, вас должно быть поровну. В одной команде четыре человека и в другой. Надо отгадать, какая сказка спрятана в этих паззлах. За ваши отгадки Дедушка Мороз просил вам передать медали с названиями ваших команд.
Морозы связывали с будущим урожаем, чем крепче морозы, тем богаче урожай. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Мороз просят не приходить летом и не портить урожай. А для нас Дед Мороз появился в фильмах и мультиках с мешком подарков. Родина деда Мороза Великий Устюг – один из самых древних городов России.
5. Физкультминутка.
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
18 ноября, в свой День Рождения, Дед Мороз принимает не только многочисленных друзей и гостей, но и своих родственников. К нему на праздник приезжают деды морозы из разных стран. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся, посмотрите на экран.
6. Презентация.
- Родственники Деда Мороза.
- Российский Дед Мороз — главный волшебник в новогодние праздники, который поздравляет русских детишек. Одет в цветную — голубую, синюю, красную или белую шубу, с длинной белой бородой и посохом в руке, на ноги надеты валенки. Ездит на тройке лошадей. Помогает дедушке его внучка — Снегурочка.
- Знакомьтесь, это самый молодой и весёлый из волшебников – Паккайне из Карелии, что значит «Морозец». Его отличительная черта – озорной характер.
- Эхээ Дьыл или Чисхан — якутский Дед Мороз. Этот новогодний персонаж устроился лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его жена Кыхын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyхyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эхээ Дьыл, не совсем понятно.
- Санта Клаус поздравляет ребятишек в США, Канаде, Британии. Традиционно одет в красную шапку с белым помпоном, куртку также красного цвета и шаровары. У него борода и на носу очки. Обут в черные высокие сапоги. Основой образа стал Святой Николай Мирликийский. Помощниками Санты являются эльфы.
- Финский поздравитель Йоулупукки переводится на русский как «рождественский козел». Деревенские жители, разносившие в рождественскую ночь подарки по домам, надевали шубы из козлиных шкур. Считается, что Йоулупукки проживает внутри сопки Корватунтури, в таинственных пещерах Кайкулуолат. У него большие уши, поэтому он всегда знает, кто из ребятишек хорошо себя вел, а кто озорничал.
- Дед Микулаш. В Чехии новогоднего волшебника зовут Дед Микулаш. Он очень похож на российского Деда Мороза, только за спиной у него не мешок с подарками, а огромный короб. Для послушных детей в нём конфеты, книги и игрушки, а для хулиганов – картошка и черный уголь. Рядом с Дедом Микулашем всегда путешествуют ангел и чертёнок. Они-то и подсказывают дедушке, кто из ребят хорошо учился и вёл себя в уходящем году, а кто – безобразничал.
- Шо Хин, Шэн Дань Лаоджэнь или Дун Че Лао Рен из Китая имеет черную длинную бороду и типичный для китайцев узкий разрез глаз. На красном кимоно с белыми обшлагами располагаются изображения драконов и змей. Шапка у Шо Хина золотая с красными помпонами. Передвигается китайский дедушка на колесницах или на особых носилках, как императоры древности.
Воспитатель: А что дарят на День Рожденье? (ответы детей) Я предлагаю вместе сделать подарки Деду Морозу от всех детей нашего детского сада!
Создание подарков (украшение ёлочных игрушек)
Воспитатель: Присаживайтесь за столы на стулья. Стулья придвигаем, спины ровные. Сделаем разминку для наших пальчиков.
7. Пальчиковая игра.
Пальчиковая игра: «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками) С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
8. Нетрадиционное рисование.
Рисование клеем «Ёлочные шары».
Цель: ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
- Учить детей использовать в работе нетрадиционную технику — рисование клеем и манной крупой.
- Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- Развивать творческие способности и экспериментирование;
- Побуждать к связной диалогической речи;
Материалы для работы:
- шаблон из цветного картона ёлочного шара
- клей ПВА
- манная крупа
- блёстки
- одноразовые тарелки
- кисти для клея.
Данная техника развивает интерес к нетрадиционному изображению на ёлочном шаре, мелкую моторику рук, внимание и мышление.
Ход работы: Предлагаем рассмотреть шары которые висят на елке.
Чтение стихотворения:
Шар на елку я повесил Он сверкает и блестит. Значит ночью Дед Морозу Мимо точно не пройти.
- Нарисовали клеем ПВА рисунок на картоне.
- Засыпали клей ПВА манной крупой и блёстками.
- Манную крупу, блёстки которые не прилипли к клею струхнуть.
- Оставили сохнуть на столе.
- Стряхнули лишнюю соль и блестки.
Наши подарки мы сложим в коробку и отправим по почте куда? (Ответ детей) Правильно в Великий Устюг, Деду Морозу.
9. Рефлексия:
Воспитатель: Дети присаживайтесь на ковер. Что вам сегодня запомнилось? Какое время года и какие месяцы вы отгадали в загадках? Каких родственников деда Мороза вы запомнили? Вам понравилась ваша работа? Дедушка Мороз будет рад получить от нас такой подарок!
10. Заключение.
Воспитатель: На этом заканчивается наша встреча, но зимние праздники только начинаются!
К нам из сказки спешит Дед Мороз, И волшебный большой зимний праздник! Загадаем побольше желаний, Только радость, улыбки без слез.
Новый год – словно добрая сказка Принесет всем подарки и мир! Встретим весело мы возле елки И устроим для всех пышный пир!
|