Цель: Выявить умение детей подбирать слова-признаки, слова-действия; согласовывать числительное с именем существительным; употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа; составлять предложения, используя предлог НА. Выявить степень развития фонематического слуха; умение детей дифференцировать гласные и согласные звуки; анализировать и синтезировать звукосочетания (типа АУ, ИА, УА); придумывать слова на заданный звук. Выявить степень развития зрительно-моторной координации и зрительного гнозиса.
Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Создать дружескую обстановку в группе.
Оборудование: магнитофон, снежинки, ёлка, мольберты, предметные картинки к игре "Два и две", карточки с точечным изображением животных, простые карандаши, символы гласных (А, И, У) и согласных (М,Н, В, Ф, К, Т), шкатулка, приглашения для детей на праздник, сюжетные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед обращается к детям:
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Логопед: Тогда слушайте внимательно.
* Снег на полях, лёд на водах, По снегу покатите - Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимою) Я подрасту, * Бел, да не сахар, На костре согреете - Ног нет, а идёт. (снег) Я пропаду. (снежный ком)
* — Меня не растили, — С неба падает зимою Из снега лепили. И кружится над землёю Вместо носа ловко Лёгкая пушинка, белая… Вставили морковку. (снегопад) (снежинка)
Логопед: — Верно.
(звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года» — «Зима»)
Логопед: — Ребята, посмотрите, прилетела бабушка Метелица и рассыпала свои снежинки.
2. Психогимнастика
Логопед: — Ох, как холодно стало! Покажите мимикой и движением как холодно вам, у вас даже зубы стали стучать от холода. А теперь поднесите ладошки к лицу, а теперь подуйте на них, согрейте их. Стало теплее. И в группе тепло. Смотрите, а снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? Это не простые снежинки, а волшебные. Это снежинки-задания от Деда Мороза. Он хочет узнать чему вы научились в детском саду? Вы готовы к его испытаниям.
Дети: да!
Логопед: — Скажите:
- Снежинок много или мало? (много)
- Как скажем про одну? (одна снежинка)
- Как назовем снежинку ласково? (снежиночка)
3. Подбор слов-признаков и слов-действий к заданному слову:
Логопед: — Подумайте и ответьте:
- Снежинка (какая?) – белая, пушистая, красивая, холодная…
- Снежинка (что делает?) – летит, падает, тает, лежит, искрится…
Дети перечисляют признаки и действия, в случае затруднения логопед делает подсказки, н-р: если мы любуемся её красотой, то она какая? и т.д.
4. Дыхательное упражнение " Подуй на снежинку", зрительное упражнение.
Логопед: Возьмите снежинку, пусть лежит на ладошке, рассмотрите её. Какая она лёгкая пушистая, красивая! А теперь возьмите за кончик лески снежинку и следите за ней глазами; поднимите вверх, опустите вниз, отведите влево, а теперь вправо. Поднимите руку вверх подуйте на неё, а сейчас положите на ладошку и сдуйте.
(Во время проведения дыхательного упражнения логопед следит за точностью и
5. Игра на координацию речи с движением.
Логопед: -Давайте снежинками укроем елочку, чтобы ей тоже стало тепло.
На полянку, на лужок тихо падает снежок, Кружатся снежинки, белые пушинки. Но подул тут ветерок, завертелся наш снежок, Кружатся снежинки, белые пушинки.
Полетели, понеслись и под ёлкой улеглись, Тихо спят снежинки, белые пушинки
(Дети вместе с педагогом выполняют иммитационные движения, под конец текста опускают снежинки под ёлку)
6. Игра "Два и две". Согласование числительного с существительным.
Логопед: Посмотрите, а вот и следующее задание от Деда Мороза.
(Педагог рассматривает с детьми предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; затем обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены две картинки: на первой полоске- два снеговика, на второй – две снежинки.)
- Ребята, внимательно рассмотрите картинки и назовите изображённые на них предметы, про которые можно сказать два, а теперь перечислите предметы, про которые мы говорим две.
- А сейчас распределите картинки на две группы. Рядом с изображением двух снежинок выставите картинки, про которые можно сказать две, а рядом с изображением двух снеговиков – картинки, про которые мы говорим два.
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите какие картинки здесь лишние. (Дети выделяют лишние картинки с изображением предметов летней одежды. Затем логопед просит перечислить только одежду, далее уточняет и закрепляет обощающее понятие "зимняя одежда", аналогично отрабатывается понятие "зимняя обувь.)
7. Пальчиковая игра "1, 2, 3, 4, 5 мы во двор пошли гулять…"
1,2, 3, 4, 5 мы во двор пошли гулять.
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили
("лепят"комочек двумя ладонями, "крошат хлебушек" всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)
8. Развитие зрительного восприятия и графических навыков
Логопед: — Ох и намела снега, надула сугробов бабушка Метелица. Ни зверь, ни птица из-под них выбраться не могут. Давайте поможем им. Проходите и садитесь за столы. Перед вами листы бумаги, на которых точками изображены силуэты зверей. Соедините точки и вы узнаете кого из них освободите из снежного плена.
(Дети простым карандашом выполняют задание педагога.)
9. Образование форм единственного числа родительного падежа имён существительных.
Логопед: — Ребята, ответьте на вопрос: — Кого вы освободили из снежного плена?
(Дети отвечают на вопрос, а педагог добивается полного ответа. Образец: — Я освободил лису.)
10. Работа с предлогом «НА»
- Логопед: — А сейчас новое задание от Деда Мороза. Необходимо выделить из текста «маленькое слово НА»:
Снег сегодня шёл с утра, рада снегу детвора.
Снег на ветках, на дорожках, на носу и на ладошках
- Логопед: — Посмотрите на картинки и придумайте предложения по ним, используя «маленькое слова НА»
11. Работа на формирование фонетической стороны речи.
Логопед: — Ну что, ребята, а вот ещё? Смотрите, а это что за символы. Давайте вспомним, что они обозначают.
(Педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены символы звуков: гласных- А,У, И; согласных – М,В, Ф, Н, К, Т.)
Дети: — Звуки.
Логопед: — Верно. А почему одни символы красного цвета, а другие синего?
Дети: — Одни звуки гласные, а другие – согласные.
Логопед: — Чем отличаются согласные звуки от гласных?
Дети: — Когда произносим гласные звуки, то воздух выходит спокойно, нет ни какой преграды и песенка получается длинная, а у согласных звуков песня короткая, потому что произносить им мешает преграда.
Логопед: — Назовите сейчас только те гласные звуки, символы которых видите на мольберте.
Дети: — А, И, У.
Логопед: — А теперь изобразите эти звуки движениями.
(Педагог показывает карточки с изображением символов гласных звуков, а дети глядя на них произносят и изображают движениями звуки то коротко, то длинно, то громко, то тихо.)
Логопед: — Перечислите согласные звуки.
Дети: -М, Н, В, Ф, К, Т
Логопед: — Покажите жестовые символы этих звуков.
(Дети изображают жестом звуки: М, Н, В, Ф, К, Т.)
Логопед: — А сейчас поиграем в игру "Живые звуки".
(Педагог раздаёт двум детям символы гласных звуков, н-р А и У, и просит встать первым тому у кого звук А, вторым тому у кого звук У. Остальным детям предлагает прочитать полученное звукосочетание. Игра повторяется 2-3 раза с разными звуками.)
Логопед: — Вспомните и назовите слова, которые начинаются на тот звук, символ которого я покажу.
(Педагог дотрагивается указкой до символа любого звука, а дети перечисляют слова.)
Логопед: — Посмотрите, мы с вами выполнили все задания Деда Мороза и он нам приготовил сюрприз. Посмотрите, на эту шкатулочку. Интересно, что в ней?
Дети: — Открытки.
(Педагог достаёт открытки-приглашения из шкатулки и читает текст).
Логопед: Ребята, а это открытки-приглашения на новогодний праздник.
(Педагог раздаёт каждому ребёнку приглашения. Одно остаётся лишним.)
Логопед: — А эти приглашения я предлагаю раздать нашим гостям, чтобы они повеселились на нашем празднике вместе с нами.
12. Итог: оценка и анализ деятельности детей
|