(Из цикла занятий по социализации детей раннего возраста в ДОУ).
Дошкольное учреждение — это первая ступенька социализации ребёнка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того, как малыш адаптируется в детском саду зависит его социализация на этой ступеньке.
В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду № 130 Невского района Санкт-Петербурга используется программа групповых игровых сеансов, направленная на социализацию дошкольников. Программа рассчитана на детей 2-3 лет, начавших посещать дошкольное учреждение.
Цель: социализация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Задачи занятия:
- Сплочение детского коллектива;
- Снижение психоэмоционального напряжения;
- Развитие тактильного восприятия;
- Развитие моторных навыков.
Материалы, необходимые для проведения занятия: снежинки из тонкой бумаги на каждого ребёнка, заготовка рисунка «Ёлочка» на листе А3, клей-карандаш, «волшебный мешок» с различными предметами, наклейки в подарок.
Ход занятия:
1. Приветствие (соблюдается ритуал приветствия на каждом занятии). Психолог приглашает детей собраться в кружок на ковре и поприветствовать сегодняшний день. Психолог говорит и показывает, дети повторяют слова и движения:
Здравствуй, солнце золотое (тянемся вверх, описываем руками большой круг).
Здравствуй, небо голубое (руки вверх и в стороны).
Здравствуй, вольный ветерок (покачиваем руками из стороны в сторону).
Здравствуй, маленький дружок (обнимаем себя за плечи).
2. Игра «Снежинки».
Психолог: Ребята, а вы видели сколько сегодня на улице снега? Снежинки всю ночь падали, падали и покрыли всю землю снежным покрывалом. Давайте поиграем, будто вы все стали снежинками. Раз, два, три покружись и в снежинки превратись! Теперь покажите, как снежинки медленно кружатся, кружатся и плавно ложатся на землю. (Дети медленно кружатся и мягко опускаются на ковёр). Дунул ветерок, и снова снежинки поднялись в воздух. Теперь снежинки кружатся в другую сторону и плавно ложатся на землю. Повторить 2-3 раза.
3. Упражнение «Дунул ветерок».
Психолог: Ребята, когда я к вам сюда спешила, я с улицы прихватила горстку снежинок, глядите-ка (психолог достаёт бумажные снежинки). Подставляйте ладошки, я каждому сейчас положу на ладошку снежинку. (Дети подставляют ладошки, рассматривают снежинки). Давайте посмотрим, как снежинки полетят. Вдохните глубоко носиком и, вытянув губы, медленно подуйте на свою снежинку. Повторить 2-3 раза.
4. Задание «Укроем ёлочку снежком».
Психолог: Ребята, а ведь снежок падает не просто так: он укрывает землю и деревья от мороза. У меня есть маленькая ёлочка, ей так холодно зимой в лесу. Давайте укроем её от мороза снегом: наклеим на неё наши снежинки. (Психолог показывает детям на листе А3 нарисованную ёлочку. Помогает детям намазать снежинку клеем и приклеить поверх нарисованной ёлочки).
5. Игра «Волшебный мешок». Дети рассаживаются на ковре на стульчиках полукругом.
Психолог: Вы молодцы! Укрыли маленькую ёлочку от мороза снегом. А под ёлочкой я нашла мешочек (достаёт мешок с предметами). В нём лежат разные предметы, я вам сейчас их покажу (показывает, доставая из мешка, лежащие в нём предметы: пластмассовый шарик, кубик, деревянную ложку и маленькую куколку). Каждый из вас по очереди попробует, не заглядывая в мешок, на ощупь, достать тот предмет, который я назову.
Молодцы! Отлично справились с заданием. Вам от ёлочки подарки – яркие картинки-наклейки!
6. Прощание.
Психолог говорит и показывает, дети повторяют движения:
Вместе топаем ногами, Дружно хлопаем руками. Мы сегодня здесь играли И заданья выполняли. А теперь прощаться стали. Помахали мне рукой.
|