Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах

Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группахСуществуют  различные точки зрения на социализацию и их можно рассматривать как этапы социального развития ребенка:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации)
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
Процесс развития  человека во взаимодействии с окружающей средой
Однако в конкретной воспитательной работе  все-таки необходимо обеспечивать  условия для активного взаимодействия  ребенка с окружающей действительностью в процессе  вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе
Воспитание  -  целенаправленная  и сознательно контролируемая социализация представляет собой процесс целенаправленного влияния, необходимый ребенку для накопления  социального опыта  и формирования ценностных ориентиров.
В широком смысле воспитание – специально организованный процесс, близкий к понятию социализации. В узком смысле – целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как  контролируемая социализация.


Социальное воспитание  есть процесс формирования мотивационно – ценностных и эмоционально – оценочных отношений, морально – нравственных качеств личности, системы знаний, убеждений, мировоззренческих установок, опыта коммуникации в овладении приемами социального взаимодействия и освоении культуры.
Личностно – ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребенка как субъекта познания в общении и предметно – практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей. Он базируется на признании за ребенком права выбора  собственного пути  развития через предоставление ему  альтернативных  вариантов индивидуального маршрута, траектории развития.
В 2 – 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (сила, подвижность нервных процессов , темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, определенный тип мотивации). Личность ребенка проявляется в деятельности и общении.
Социализация, таким образом, предполагает индивидуализацию: у каждого ребенка свой путь развития, что, конечно же, изменяет характер взаимодействия и роль воспитателя вообще. Воспитатель не просто транслятор, он актулизирует тенденцию к личностному  росту, ставит ребенка в ситуацию активного деятеля, создает условия для развития его самостоятельности. Ребенок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу».
Задача воспитателя  -  анализировать его желания, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания.

Цель деятельности данной группы  -  ранняя социализация, т.е. сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания и способности (умения) ребенка.  Компетентность связана  со способностью ребенка  удовлетворять  свои потребности при помощи социально одобряемых  способов и средств поведения (деятельности и общения).
Отсюда появляются и задачи:
-    формировать представления о социальном мире и о себе в нем
-    воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности
-    формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость ребенка.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте  основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами  -  ведущей деятельностью.
Так мама, папа или бабушка находится рядом, напоминаем ей, что  в процессе эмоционального общения она должна переключить внимание ребенка  с себя на предмет, игрушку. Заинтересовать ребенка и предложить ему игру.  Можно предложить ребенку поиграть самостоятельно, оставаясь рядом.
Советуем поощрять ребенка за проявление инициативы в игре, когда он приглашает взрослого к совместным действиям. Это способствует развитию уверенности в себе.
Вообще надо отметить, что похвала, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. А если использовать отрицательные оценки, то положительная  все равно должна быть присоединена.
Например: «Ты ошибся, но я уверена, что у тебя обязательно получится»
Главная задача воспитателя в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста  -   приучить ребенка самостоятельно находить себе занятие. Все дети должны быть заняты  -  кому предложить игрушку, с кем закончить постройку, обыграть игрушку – забаву, кого переключить на подвижную игру, дидактическую, а  с кем рассмотреть картинку.
Необходимо поощрять детей к использованию в игре дополнительного   игрового материала (предметы – заместители), а также воображаемых предметов, называя их словом.
При всем этом необходимо побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками, воспитывать чувство симпатии друг к другу.  
Вместе  с основными видами деятельности, организуются и творческие виды деятельности детей, такие как рисование рукой, пальчиком, мелками, карандашами, а также лепка из глины.
В этот момент роль взрослого, который находится рядом, очень велика. Поскольку взрослый поначалу является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление самооценки.
Наряду с общением со взрослыми, следует выделить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
Но опять же взрослый, который находится в группе, должен создать условия для общения  ребенка со сверстниками. Здесь собственным поведение  взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга,   поощряют проявление сочувствия, сопереживания к другому ребенку. Организуют совместные игры, учитывая желание друг друга.
Необходимо напомнить родителям, что не следует сравнивать ребенка со сверстниками. Это унижает достоинство либо малыша, либо его сверстника.  Можно сравнивать достижения малыша только с его достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся и чему научился.
Для полноценного развития детей дошкольников   большое значение имеет их общение со сверстниками. В общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
В процессе общения возникают конфликты. Они могут играть положительную роль, но могут иметь и отрицательные последствия.
Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

Просмотров: 1783
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь