Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка

Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенкаВоспитатель МБДОУ ЦРР - №28 «Золотой петушок» г. Тамбова Тютерева Н.В.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Чтобы ребенок своевременно и качест­венно овладевал устной речью, необ­ходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверст­никами и взрослыми, т.е. обладал опреде­ленной речевой активностью. При нор­мальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, а педаго­гически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить фор­мирование речевой активности.
В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое раз­витие отстает от нормы. С годами их становится больше.
Развитию речи в детских садах уделяет­ся большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количест­венной стороны речи. Подлинного же развития не происходит. На занятии ребенок произносит и запоминает отдельные слова и фразы, и как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятия речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудно.
Следует отметить, что специальные занятия по развитию речи эф­фективны, но находится в прямой зависи­мости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситу­ациях, выбор игр и увлечений, связанным речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Помехами речевой актив­ности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; ре­чевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на оп­ределенном уровне системой языка, нали­чие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Система психологичес­ких, психотерапевтических и педагогичес­ких воздействий, направленных на разви­тие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, фор­мирование адекватной самооценки и спо­собности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в ка­честве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.
Я провожу работу по активизации речевой активности в три этапа.
Первый этап: Активизация деятельности детей.
Основным содержанием этапа являются игровые упражнения и этю­ды на восприятие, переживание и выраже­ние эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятель­ности, эмоциональной поддержки участ­ников группы, на преодоление замкну­тости и адекватной самооценки.
Упражнения проводятся в каче­стве разминки. Организуя свою  работу, создаю у детей по­требность подражать действиям взрослого. С этой целью использую побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п.
Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой це­лью предлагаю им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажму­риться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состо­яния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.
Привожу примеры некоторых упраж­нений.
«Вкусные конфеты». Педа­гог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый па­кет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфе­те, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.
Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состо­яние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движении, походки, позы. Пантомимика повышает ин­терес детей к занятиям, расширяет их эмо­циональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.
Эти игры можно включать как в ход занятия, так и в свободную деятельность.
Второй этап: Активизация компонентов речевой деятельности.
На этом этапе активизация речевой деятельности невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание уделяется словесным иг­рам, цель которых - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собст­венную речевую активность.
«Домашние животные». Из предло­женных слов дети выбирают название до­машнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.
Третий этап: Активизация речи в разных видах деятельности.
одно из направлений данного этапа - изменение соци­альной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды дея­тельности и сферы общения. Для этого использую игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядно­сти, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраи­вает ребенка на речевые действия. Обращаюсь к ребенку, как бы программируя раз­витие игры, побуждаю детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погу­лять? Узнай у Димы. куда он уезжает? Ле­ночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предус­матривающие употребление вопроситель­ных предложений. Например, объ­ясняю: что сейчас дети по очереди будут зада­вать друг другу вопросы и отвечать на них. «В воскре­сенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашива­ет другого ребенка.
Затем ввожу задания, в кото­рых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педа­гог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об иг­рушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем иг­рающие меняются ролями.
Работа по активизации речи в игре и об­щении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсцениро­вок, творческих сюжетно-ролевых игр, направ­ленных на развитие умения  пра­вильно определять отношение окружаю­щих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, про­являть творчество и инициативу. Цель иг­ры - устранение препятствий в межлично­стных отношениях. Активную речь детей в игре стимулирует возможность пе­ревоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюр­призных моментов и др.
Можно использовать драматизации, ра­зыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью, где дети могут сами проявить инициативу, приняв на себя понравившу­юся роль. Постепенно усложняя ре­чевой материал, дети учатся владеть речью, осознают значение сказанных слов, интонации, темпа речи.

Просмотров: 808
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Рожман Агния Константиновна. Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Мария Борисова. Занятия по логоритмике, как средство повышения музыкальной, двигательной и речевой активности у детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Петялина Виктория Валерьевна. Методическая разработка на тему: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством «Методических копилок»».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Фокина Мария Сергеевна. Овладение детьми преддошкольного возраста речью как средством общения и культуры
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Попаз Светлана Федоровна. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Евсюкова Людмила Яковлевна. Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь