Горохова Ольга Михайловна Воспитатель МБДОУ детский сад №89 «Дюймовочка» г. Брянск, Брянская область
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам — урок» А. С. Пушкин.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой, краткосрочный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители, муз. руководитель.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Введение.
Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать
Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий ( «Репка», «Колобок», «Теремок» и пр.), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- преподносит готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Актуальность.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста сталкиваешься с такой проблемой: речь у дошкольников плохо развита, они затрудняются рассказать о том, как прошли выходные, или пересказать какое-нибудь литературное произведение. В процессе работы с детьми и беседой с родителями выяснилось: знакомство детей со сказками используется в недостаточном объеме, теряется традиция семейного чтения, что родители недооценивают значение чтения и рассказывания детям сказок.
Цель:
- познакомить детей с русскими народными сказками
- развивать связную речь детей, используя сказки.
Задачи:
- создание условий для ознакомления детей со сказками
- вызывать интерес к сказкам
- формировать умение внимательно слушать сказки, пересказывать их
- развивать познавательные способности детей, творческое воображение
- обогащать словарь детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, грамматический строй, развивать диалогическую речь
- вызывать желание детей участвовать в драматизациях сказок, воспитывать уверенность
- привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.
Планируемые результаты:
- знакомство с русскими народными сказками
- обогащение словарного запаса
- развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности
- привлечение родителей к совместному с детьми чтению
- проведение с детьми кукольных, настольных, пальчиковых театров, игр-драматизаций по сказкам
- организация выставки рисунков (дети совместно с родителями) «Сказки на ночь»
- выставка домашних книг «Моя любимая сказка».
Этапы реализации проекта.
1этап-подготовительный.
- Изучение и подбор материала.
- Разработка структуры проекта.
- Составление тематического планирования мероприятий
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетных игр по сказкам.
- Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
- Консультация для родителей: «Какие сказки читать детям».
2этап-основной (практический).
Познавательно-речевое развитие
- «Наш книжный уголок». Беседа "Как правильно обращаться с книгой".
-Знакомство с русскими народными сказками.
-Рассматривание иллюстраций к сказкам.
-Чтение детям сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» и мн. других.
-Показ настольного театра «Колобок».
- Видеопросмотр мультфильмов: «Репка», «Теремок».
- Прослушивание сказок на муз. устройствах.
Художественно-эстетическое развитие
-Театральное выступление Брянского театра кукол «Маша и медведь».
-Лепка «Колобок катится по дорожке».
-Конструирование «Теремок».
-Выставка книг «Моя любимая сказка».
-Выставка рисунков «Сказки на ночь».
Социально-личностное развитие
-Дидактические игры: «Чудо-дерево», «Вкладыши — сказки», «Что за чем?», «Узнай по описанию сказочного героя», кубики «Русские народные сказки» и др.
-Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайцы и лиса», «Курочка и цыплята» и др.
-Инсценировка сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
-Сюжетные обыгрывания отрывков знакомых сказок.
-Словесная игра "Вышла курочка гулять".
Работа с родителями
-Помощь родителей в оформление книжного уголка, театрального уголка.
-Участие в организации выставки «Моя любимая сказка».
-Проведение родительского собрания «Развиваем речь детей с помощью сказок».
3этап-заключительный.
-Выставка рисунков «Сказки на ночь».
-Драматизация детьми сказки «Теремок».
-Пополнение книжного уголка на тему: «Русские народные сказки».
Результаты проекта:
- Дети второй младшей группы познакомились с русскими народными сказками.
- Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
- Дети были участниками игр- драматизаций, кукольных спектаклей: «Теремок» и других.
- Дети научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев.
- Расширился и обогатился словарный запас детей.
- Речь воспитанников стала более выразительной.
- Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.
Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого развития детей младшего возраста.
|