Евсюкова Людмила Яковлевна. Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности

Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельностиМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г.Курганинск, Краснодарского края.
Воспитатель: Евсюкова   Людмила Яковлевна

Актуальность темы
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития  речи  детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с развитием речи  ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и  воздействия на окружающих.


Развивать связную речь младших дошкольников - это значит прививать им ряд точных умений:
•    умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
•    умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
•    умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
•    умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
•    умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
Таким образом, под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из  главных задач дошкольного учреждения.
Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.
В поисках  эффективных средств  развития связной речи дошкольников педагоги  все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств,  для решения комплекса задач  по развитию связной речи является театрализованная деятельность.
По мнению основателя русской актерской школы    К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют  в дальнейшем  как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:
•    систематическое выполнение  игровых упражнений, направленных на развитие  мимики и пантомимики, благодаря чему  движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
•    введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы      речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.
•    переход  к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра  (пальчиковый театр или настольный )
•    переход  к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где  используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров-  настольный, пальчиковый,  би-ба-бо- ,  дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
•    Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию речи является театрализованная игра  задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка,  и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.
Более весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный  период.
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и  воздействия на окружающих.
Педагогический опыт.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит с эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черт характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность креативность (способность к творчеству).
Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивность приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность,  активность, творчество.
Поэтому, в своей работе по формированию связной речи у детей, я использовала театрализованную деятельность. Это позволило развить у детей активность, самостоятельность, творчество, что способствовало развитию монологической диалогической речи.
Во второй младшей группе дети достаточно успешно осваивают бытовой словарь,  что помогает им общаться. Для активизации речи детей я использовала различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра. Предлагала детям чтение потешек, шуток, стихов сопровождать действиями фигурок. Фольклор старалась подбирать образный, понятный детям: «Коза рогатая», «Кот Васька», «Ночь пришла», «Лисичка - сестричка», «Эй, Ванюша», «Конь».
Диалог - первая ступень в развитии связной речи ребенка. Поэтому в работе детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи я уделяла самое пристальное внимание. Прежде всего я учила детей понимать вопросы и отвечать I них. Мною были изготовлены фигурки сказочных героев, забавных зверюшек для фланелеграфа. Дети с удовольствием следили за появляющимися на фланелеграфе картинками и отвечали на мои вопросы. Я учила детей слушать и активно включаться в разговор. Для этого использовала наибольшие этюды: «Кто гуляет в лесу», «На бабушкином дворе», «Осенью в парке». Вскоре дети научились задавать вопросы друг другу. Я предусмотрела ситуации, в которых ребенку предоставлялась возможность что-то объяснить своему сверстнику. К концу года малыши использовали в речи развернутые высказывания, которые приобретали форму короткого рассказа.
С помощью родителей изготовила варежковый и театр вязаной игрушки. Эти виды театров помогли мне в обучении детей активно дословно воспроизводить  ответы на вопросы в фиксированном диалоге (русские народные песенки: «Курочка - рябушечка»,  «Кисонька - Мурысенька»,  «На улице три курицы»).
Драматизация знакомых сказок помогает детям запомнить и произвести текст. Я предлагала детям русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» Надев элементы костюмов, дети старательно изображали героев сказки. Я добилась близкого к тексту воспроизведения отрывка из сказки. Для этого я подсказывала нужные слова. К концу года дети могли инсценировать сказки уже без моей помощи: В средней группе я продолжила начатую мною работу по развитию и активизации связной речи детей, используя театрализованную деятельность.
Прежде всего я оформила театральную зону в групповой комнате. Пополнила имеющиеся виды театров: фланелеграф («Кот, Петух и Лиса», «Петушок и  зернышко»), настольный («Три медведя», «Заюшкина избушка»), театр вязан игрушки («Заяц - хваста», «Наши гости»).
Очень нравятся детям пальчиковые театры: «Моя семья», «Курочка и цыплята», «Зайка серый и волк». Вместе с родителями изготовили небольшую ширму кукольного театра и разместили кукол для верхового показа. Это было ново для детей и очень интересно. Вместе с детьми начали разыгрывать небольшие сценки кукольного театра: «Упрямые козы», «Волк - волчок», «Лиса - лисонька».
Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга,  достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое)  действие (данные Г.Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имеющих месте их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь  взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с  дошкольниками я употребляла синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность  ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Миша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал (в предложении твоем все слова в согласии живут)» и т. п.
При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я все правильно сказал? Красиво получилось?»
Малыши постепенно осознают, что они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.
В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Начинаю обучение рассказыванию с описания игрушек. Успех занятия подчас завис от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.).
Я заранее составляю рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о  чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. ( Наша кукла очень красивая. У нее... (большие синие глаза, румяные щечки). Затем - какая она нарядная, а позже о том, что кукла - игрушка музыкальная.
Предлагаю короткие (продолжительностью 3- 4 минуты) игры - инсценировки. Набор приемов, используемых в игре, разнообразен, и вместе с тем все о предназначены для того, чтобы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отражены эти особенности.
Например, утенок прячется, и дети зовут его: «Желтый пушистенький Кряк,  выходи!», или сообщают зайцу: «Видим, видим твои длинные белые уши». Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.
В этом случае образец описанного рассказа педагога, завершающий игру - инсценировку и заключающий в себе «обычный набор действий и слов», воспринимается детьми с радостью, как что-то приятное и знакомое. Конец рассказа предусматривает эмоциональное общение детей с игрушкой: прижать к себе утенка дать огорченному зайцу морковку и прочие.
Театр вязаной игрушки очень хорош для таких занятий с детьми.
Эффективным средством развития творчества детей и активизации их речи является работа по сочинению рассказов, сказок с использованием фланелеграфа. Вместе с детьми мы сочинили сказку «Петушок нам не поет». Я подготовила красочные, яркие фигурки для фланелеграфа утки, петушки, козы, Аленушки.  Выложила на фланелеграфе фигурку Петушка и начала сказку: «Жил - был в одном дворе петушок. Раньше всех вставал и будил всех своей песенкой. Однажды заболело у него горлышко, охрип, не поет, как раньше. Забеспокоились соседи петушка, решили его проведать. Первой к петушку пришла утка и спросила...». А дальше я выкладывала по очереди фигурки героев сказки, а дети сами сочиняли высказывания соседей петушка. Этот прием очень удачен, дети с удовольствие участвуют в составлении сказки, рассказа.
В средней группе я продолжала использовать в своей работе игры инсценирование сказок. Дети средней группы заостряют больше внимания на качестве исполняемой роли. Используя это, я предлагаю им роли на выбор. При выборе роли дети час руководствуются ее внешней привлекательностью. Я стараюсь показать интересные грани каждой роли. Дети этого возраста стремятся правдиво изобразить персонаж. Если в младшей группе у ребенка преобладало желание участвовать в постановке сказки, используя роль, то в возрасте 4- 5 лет становится важным достоверное исполнение роли. Обращаю внимание детей на то, насколько правдиво (похоже) сыграна роль, то есть, как исполнитель умеет произносить текст выразительно, четко, внятно, эмоционально.
Первой сказкой, которую мы инсценировали в начале учебного года, была русская народная сказка «Теремок». Небольшими подгруппами мы проигрывали эпизоды из сказки в утренние, вечерние часы. Использовали элементы костюмов, декорации. Затем я отобрала на исполнение ролей детей, у которых получилось лучше произнесение текста, выразительность, эмоциональность движений. Вместе с  музыкальным руководителем мы подготовили в зале декорации, подобрали костюмы. На наш спектакль пригласили малышей - зрителей и детей нашей группы, не принимавших участия  в сказке. Дети - артисты очень старались двигаться под музыку выразительно, ритмично. Речь героев сказки была четкой, ясной, эмоциональной. Всем  детям очень понравилось выступление артистов.
Через некоторое время мы подготовили и опять показали эту же сказку старшим  детям, но участвовали в ней уже те дети, которые на первом представлении были  зрителями. Это очень помогает активизировать детей, заинтересовать их. Так я,  добилась того, что речь застенчивых детей (Миши, Ангелины, Ксюши, Максима, Насти) стала более четкой, предложения распространенными.
Следующими сказками для инсценирования  мною были отобраны «Аленушка Лиса» и «Три медведя». В этих сказках диалоги героев более распространенные, в  тексте больше монологических отрывков. Прежде чем перейти к театрализации сказки, я провела предварительную работу: рассказывала сказку с показом иллюстраций, обыгрывала отрывки из сказки на фланелеграфе, настольном театре. Занималась с детьми подгруппами, индивидуально. И только после всего этого предложила детям надеть костюмы и играть в сказку. Следует отметить, что дети стали активнее, старательно запоминали и проговаривали свои слова. Все исполнители  ролей справились со своей задачей: эмоционально и выразительно рассказали зрителям сюжет сказки и обыграли его.
Большую помощь в работе мне оказали родители детей. Я провела с ним консультации о том, как организовать домашний театр. На практических занятиях вместе с мамами мы научились делать фигурки для настольного театра.
Мамы Кати, Олеси, Андрея по моей просьбе сделали для показа на фланелеграф картинки к сказкам «Теремок», «Жихарка». Дети рассказывали, как дома они  устраивают представления вместе со своими братьями, сестричками, бабушками.
Свою работу по данной теме я строила на основе «Программы воспитания обучения в детском саду» под редакцией Васильевой.
Широко использовала авторские статьи из журналов «Дошкольное воспитание». Мною был составлен перспективный план работы на год, в котором я отразила программные задачи, репертуар и все виды театрализации.
Театрализованные игры, элементы театрализации я использовала на занятиях по развитию речи, на интегрированных занятиях, а также в свободное от занятий время.
Очень интересно прошло у нас интегрированное занятие по изодеятельности «Снег идет», на котором я показала детям фрагмент кукольного спектакля «Зайчик зимой». На праздниках, развлечениях к детям приходят сказочные герои, куклы лесные зверюшки, которые поют, играют с детьми. Также приемы помогают мне активизировать речь детей, вызывают у детей желание выполнить задание воспитателя как можно лучше.
В своей работе главной задачей я ставила охрану жизни и здоровья детей, работу по снижению заболеваемости. Для этого систематически проводила с детьми закаливающие процедуры с учетом времени года, корригирующую гимнастику, спортивные игры на прогулке.
В течение двух лет мне удалось снизить  заболеваемость на 1,1 детодня, в результате чего заболеваемость составила 1,9 детодня.
Вывод
В результате проделанной мною работы по театрализованной деятельности в  течение двух лет, я добилась повышения уровня развития связной речи у детей  младшей и средней группы, что отражено в таблице мониторинга.
Мониторинг
Результаты работы по теме: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».
Для того, чтобы развивать у детей связную речь, необходимо проводить работу планомерно, последовательно, систематически.
Для развития театрализованной игры должны быть созданы условия: подобраны различные виды театров, оформлены театрализованные зоны в групповой комнате.
Театрализованная деятельность способствует эстетическому воспитанию детей, привитию им художественного вкуса, развитию их творческих способностей.
Начатую мною работу по активизации связной  речи в процессе театрализованной деятельности, я буду продолжать с детьми в других группах.

 

Просмотров: 732
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Аверина Елена Сергеевна. Консультация для родителей о способах развития связной речи у детей «Поговори со мною, мама!»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «На птичьем дворе»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Тимергазина Ирина Инфасовна. Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Мартынова Тамара Владимировна. Творческий проект «Создание мультипликационного фильма «Колобок» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
  • Холенкова Светлана Николаевна. Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь