Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)

Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ
Тема: «Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)».
МБДОУ №4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль Воспитатель: 1 кв. категории Егина Зоя Витальевна
Особое место в подготовке ребенка к обучению в школе имеет развитие связной речи. В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже взрослые обращают внимание на развитие речи, на общение с ребенком. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно освоить речь.

Скачать конспект

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения детей со взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отражаться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель обучению связной речи в подготовке ребенка к школе. В своей работе я выделила несколько направлений. Подбор наиболее эффективных методов и приемов, способствующих средств, интерес, мотивация к речевой деятельности у воспитанников. Ознакомление детей с художественной литературой, развитию речи детей на занятиях с использованием сюжетных картинок, использование фольклора. Рассматривание сюжетных картин в повседневной жизни. Чтение рассказов и басней в свободное время. Разучивание пальчиковых игр. Работа с родителями. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. В процессе работы были изучены следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:
Е.И.Тихеева «Развитие речи детей», О.Ушакова «Методические советы к программе Детство», О.Ушакова «Развитие речи дошкольника», статьи журнала «Дошкольное воспитание», В.Гербова «Развивайте речь дошкольника», М.М.Алексеева и Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку».
Работу над речью веду в несколько этапов. Проводила диагностику на уровне развития познавательных процессов, определила словарный запас ребенка. На своих занятиях использовала игровые технологии, учитывая возрастные особенности воспитанников. Мною был разработан конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «На катке» и была раскрыта «Технология продуктивного чтения». Была написана консультация для воспитателей на тему: «Технология продуктивного чтения». На занятиях по составлению рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок нужно соблюдать следующие правила:
- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания, игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
-После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
-Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют  данное требование;
-Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
-Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
-Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
-Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
-Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
-По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Речь детей развиваем как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проведение и разучивание пальчиковых игр, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы. Дети активно принимают участие в играх-инсценировках, в театрализованных выступлениях, в кукольных театрах. Используются театр кукол, настольный театр. С помощью родителей были дополнены атрибутами (шапки, маски), театр варежек, настольный театр и ширму для театрализованной деятельности. Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями.  Для этого проводила беседы с родителями о значении общения с ребенком. Для родителей оформила папки-передвижки «Психологическая готовность ребенка к школе», рекомендации « Как заучивать наизусть стихотворение с детьми». Оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры» в развитии речи детей. «Игротека». Провела анкетирование с родителями с целью выявления общения родителей с детьми дома. Из анализа результатов выяснилось, что родители мало уделяют внимания на общение с ребенком, дети предоставлены сами себе. Таким образом, в познавательной совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями поэтапной целенаправленной систематической и системной работы, мы можем добиться высокого уровня развития связной речи дошкольника. В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению связной речи детей.

Игротека в кругу семьи

«Только веселые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т.д.), только круглые и т.д.


«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать?».
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как модно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, прыгать, спать, играть, царапаться и т.д.)


«Волшебная цепочка».
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться?
Мед – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москава – Красная площадь и т.д.

Просмотров: 761
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Коршунова Ольга Александровна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Сусенкова Наталья Сергеевна. Методика работы по мнемотаблицам на занятиях по развитию связной речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Большакова Елена Анатольевна. План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Аверина Елена Сергеевна. Консультация для родителей о способах развития связной речи у детей «Поговори со мною, мама!»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Кашуркина Наталья Ивановна. Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь