Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙПроект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Цель проекта: выявить педагогические условия развития связной речи младших дошкольников средствами художественной литературы. Разработать в проект по развитию связной речи детей 3-4 лет.
Объектом проекта: процесс развития связной речи младших дошкольников 3-4 лет.
Предмет проекта: художественная литература как эффективное средство развития связной речи детей 3-4 лет.
Задачи проекта:
1)    изучить теоретические основы связной речи детей 3-4 лет;
2)    выявить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста;
3)    разработать проект развития связной речи детей 3-4 лет;

Скачать проект

4)    представить методические рекомендации воспитателям по реализации развития связной речи младших дошкольников.
Методы проекта:
- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения;

 

-  составление характеристик уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
-  анкетирование воспитателей и родителей – с целью выявления их взглядов на необходимость специальной работы по развитию речи в дошкольном детстве;
-     обучение родному языку путем изучения художественной литературы;
- статистический анализ результатов экспериментального обучения.


Участники проекта :группа «Лучики» д/с «Радуга», с.Еремеево, р.п. Чишмы, дети 3-4 лет.

Констатирующий этап – цель, которого выявить уровень развития связной речи у младших дошкольников.
На констатирующем этапе были применены такие методы выявления уровня развития как:
1) определение умения детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявление умения воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложение составления рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявление умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Результаты обследования уровня развития связной речи на констатирующем этапе исследования (эксп. гр.)  «Лчики»
Умение    Количество детей, показавших хороший результат    Количество детей, показавших средний результат    Количество детей, показавших неудовлетворительный результат
отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым    7    9    4
воспроизводить текст хорошо знакомой сказки    5    8    7
Составление рассказа из личного опыта ребенка    5    8    7
пользоваться словами, обозначающими речевой этикет    12    6    2

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети, знающие сказки и умеющие их воспроизводить, имеют большую способность к составлению свободного рассказа из своего личного опыта. Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект.
На формирующем этапе мы разработали программу, рассчитанную на все время эксперимента, с обязательным подведением итогов каждого этапа.
О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой. Так, например, последовательность ознакомления со сказкой ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок") может быть такой:
1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
2. Показ настольного кукольного театра "Курочка Ряба" с одновременным рассказыванием.
3. Игра-инсценировка по сказке "Курочка Ряба"
4. Игра-драматизация по мотивам сказки "Курочка Ряба.

Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, (т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Осуществляя принцип наглядности, можно пользоваться различными приемами:
Контрольный этап – цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие связной речи.
На контрольном этапе были использованы такие методы, как:
1) определение умения детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявление умения воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложение составления рассказа из личного опыта ребенка.
Реализация развития связной речи младших дошкольников а процессе ознакомления с художественной литературой представим в виде таблицы: Календарно-тематическое планирование по чтению художественной литературы в младшей группе «Лучики».                             
Время проведения    НОД    Итоговые мероприятия
Октябрь
1 -2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Хорошие манеры» Новикова, «Азбука для самых маленьких»
2.А. Барто – детям: «Девочка чумазая», «Игрушки» (книги разных изданий).
Разучивание одного из стихотворений А. Барто.
Октябрь
3- 4 неделя    1.Ежели вы вежливы: «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, «Упрямые козы», узбекская сказка, «Гуси – лебеди» русская народная сказка.
2. Этикет: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое – плохо», А. Барто «Девочка чумазая, Л. Воронкова «Маша – растеряша», С. Прокопьева «Сказка о невоспитанном мышонке», Э. Мошковская «Жадина».
Пересказ сказки «Гуси-лебеди».
Ноябрь
1-2 неделя    1.Зайкины сказки: «Заяц – хваста», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
2.Учите с нами (подборка стихотворений про осень)
Работа с родителями и детьми:
«Поздняя осень», (рисунки, аппликации, композиционные картины).
Ноябрь
3 – 4 неделя    1.Детям о профессиях: С Михалков «А, что у вас?», Дядя Степа милиционер», Маяковский (отрывки из произведения) «Разговор сына с отцом».
2.Фотовыставка репродукций об осени (картины, зарисовки, иллюстрации).    Инсценировка «Все профессии важны»
Декабрь
1 – 2 неделя    1.Все о дружбе: «Когда не хватает игрушек», с. Михалков «Песенка друзей», Л. Мурр «Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду» (книги разных изданий).
2.Мишкины книжки: «Рукавичка», «Теремок», «Лесной мишка и проказница мышка» латышская сказка, С. Маршак «Белые медведи», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», рассказы из книги «Приключения мишки Ушастика»    Рассказы детей «Моя любимая игрушка».

Декабрь
3 – 4 неделя    1. Поэзия детям: «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмаковой, «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой, К. Чуковский «Чудо – дерево». И. Косяков «Все она», «Быстроножка и серая одежка»  пер. с болг. М. Марининой
2.Отгадай – ка: подборка загадок (использование разных изданий и авторов).    - Разучивание игр и упражнений по сезону.
- Конкурс загадок.
Январь
1-2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Хорошие манеры» Новикова, «Азбука для самых маленьких».
2.Зимние русские народные сказки: «Лиса и заяц», «зимовье зверей», «Волк и лиса».
3.Зимние зарисовки: картины, иллюстрации.    Рисуем вместе с мамой:  «Выставка детских работ «Мои зимние сказки».
Январь
3 – 4 неделя    1.Чуковский детям: «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе».
2.Время года – зима, (разучивание стихов, песенок, рассматривание иллюстраций по теме).
Чтение стихотворений о зиме наизусть.
Февраль
1 – 2 неделя    1.Книги, которые нам помогают: «Развитие речи».
2.Сутеев детям: Цыпленок и утенок, краски, кто сказал мяу?.
3.Животные нашего края: Три медведя, Теремок, Кот, петух и лиса.    Совместная деятельность детей и педагога: оформление панно «Животные родного края зимой».
Февраль
3 – 4 неделя    1.Книги, которые нам помогают: серия «Мир вокруг нас».
2.День защитника отечества: «Дядя степа» (1, 2, 3, 4 части) отрывки, стихи.    Театральное представление «День Защитника Отечества»

Каждое НОД проходило в 5 этапов:
- на первом этапе детям представлялся речевой образец, зачитанный или рассказанный воспитателем (сказка, стихотворение, отрывок из книги, рассказ, описание картины и т.д.);
- на втором этапе воспитатель задает детям вопросы, выясняя при этом, какие моменты сложны для восприятия ребенка или непонятны;
- на третьем этапе воспитатель предлагает детям задать вопросы по данному произведению, отвечая четко, полно и доступно;
- четвертый этап – практическое занятие – игра, инсценировка, кукольный (или другой) театр, упражнение.
- пятый этап – закрепление произведения (как было указано выше, дети должны запомнить не беседу о произведении, а само произведение).
Реализация проекта заключается в проведении занятий по указанной методике с помощью средств художественной литературы. Представим несколько конспектов занятий разного типа.
На занятиях, проводимых во время формирующего этапа,  мы достигли желаемого результата и доказали нашу гипотезу о том, что развитие связной речи у младших дошкольников будет осуществлено успешно, если будут организованы следующие условия:
- обогащение средств по развитию связной речи (учебные книги, театральная речь);
- использование разных видов театра (кукольный, настольный);
- применены малые жанры фольклора (потешки, песенки, прибаутки).
Результаты нашей работы были получены на контрольном этапе. Представим их в виде таблицы.

Умение    Количество детей, показавших хороший результат    Количество детей, показавших средний результат    Количество детей, показавших неудовлетворительный результат
отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым    13    5    2
воспроизводить текст хорошо знакомой сказки    15    4    1
Составление рассказа из личного опыта ребенка    13    6    1
Пользоваться словами, обозначающими речевой этикет    16    4    0

.
Таким образом, мы доказали, что при помощи соблюдения нужных педагогических условий, путем воздействия средств художественной литературы, можно добиться необходимого результата в развитии связной речи ребенка. Также с помощью нашего эксперимента мы доказали, что художественная речь имеет прямое влияние на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. Ознакомление детей третьего года жизни с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
В основе  развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
1) непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов    (в основе – работа воображения);
2)понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
3) влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Дети, знающие сказки и умеющие их воспроизводить, имеют большую способность к составлению свободного рассказа из своего личного опыта. Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект.
Поэтапное проведение занятий способствует лучшему усвоению материала детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие связной речи у младших дошкольников будет осуществлено успешно, если будут организованы следующие условия:
- обогащение средств по развитию связной речи;
- использование разных видов театра;
- применены малые жанры фольклора.

Просмотров: 874
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Сачкова Надежда Сергеевна. Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Мартынова Тамара Владимировна. Творческий проект «Создание мультипликационного фильма «Колобок» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Тимергазина Ирина Инфасовна. Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Кулишова Анна Михайловна. Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Щедрина Ольга Дмитриевна. Консультация для воспитателей - Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
  • Холенкова Светлана Николаевна. Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь