Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад № 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область
Паспорт проекта
- По составу участников – коллективный;
- По целевой установке – познавательный;
- По срокам реализации – долгосрочный;
- Тип – творческий;
- Участники проекта: дети, воспитатели группы.
- Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)
Норма речевого развития:
Скачать презентацию
К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.
Речевое развитие детей с ОНР:
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:
нарушение связности и последовательности изложения текста;
смысловые пропуски в нем;
выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;
низкий уровень построения фразы;
Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.
Обоснование проекта:
Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.
Задачи:
- Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
- Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.
Модели:
- геометрические фигуры;
- рассказ по сюжетной картинке;
- отгадывание загадок по модели;
- изображения предметов;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
- условные обозначения;
- мнемотаблицы;
- сенсорно-графические схемы;
- опорные схемы;
- карточки;
- карточки — символы;
Геометрические фигуры
- Рассказ по сюжетной картинке
- Отгадывание загадок по модели
- Изображения предметов
- Символические изображенияСилуэты и контуры
- Условные обозначения
Мнемотаблицы
- Сенсорно-графические схемы
- Опорные схемы
- Карточки
- Карточки-символы
Первый этап:
Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Этап активного обучения
Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.
Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.
Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.
Работа над диалогической речью (совместные беседы).
Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).
Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.
Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.
Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Заключительный этап
Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Вывод:
С помощью моделирования:
Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.
Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.
У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.
Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.
Литература:
- Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
- Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
- Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
|