Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одной из главных проблем воспитания является всестороннее и гармоническое развитие человека, его способностей, дарований. В этом сложном процессе художественное развитие детей дошкольного возраста представляет собой первую ступень, и происходит оно путём приобщения ребёнка к искусству, разным видам художественной деятельности, среди которых аппликация занимает важное место, являясь видом декоративно- прикладного искусства.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира.

 

Однако успешность эстетического развития и развития речи детей во многом зависит от характера педагогического руководства этим видом деятельности. Большое значение имеет использование оптимальных методов и приёмов обучения, соответствующих специфике изобразительной деятельности и возрастным особенностям детей.

Необходимый путь совершенствования методики руководства детской изобразительной деятельностью — использование игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи необходимость использования игровых приёмов имеет особое основание, заключающееся во взаимосвязях игры, художественного творчества и развития речи.

В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая), восприятие (З. М. Богуславская), память (Л. И. Зинченко), внимание (З. М. Истомина), воображение (Г. Д. Луков

О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагина), процессы мышления (А. В. Запорожец, Я.З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Близость игры и художественной деятельности, как разновидностей творчества, проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, чувства). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это дает основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью с целью активизации воображения и чувств.

То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке игровых приемов обучения принадлежит Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Т.С. Комаровой и т.д.

Большое внимание к использованию игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности уделяла Г.Г. Григорьева. По её мнению: «Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей...».

Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д. Широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью художественное слово. Оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение кистью без клея — на бумаге).

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализовать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.

Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с общим недоразвитием речи — их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание к изобразительной деятельности объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д.

Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н.П. Сакулиной, B.C. Мухиной, Е.А. Флериной.

Учить детей в игре — такова основа предложенных Е.А. Флериной игровых упражнений, ведущих к закреплению доступных детям движений руки: вертикальных, горизонтальных, круговых. Они придают нарисованному (наклеенному) предмету движения (машина едет), на основе рисунка (аппликации) с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» Е.А Флерина пишет: «... ребенок ощущает непосредственное качество своей речи, иногда подыскивает слово «получше», замечает, что «складно вышло», подыскав рифму к строке, чувствует свою удачу, и это его радует».

Какова же специфика игровых приёмов обучения? Под системой игровых приемов обучения мы понимаем совокупность приемов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации и направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.

С одной стороны, как и всякие приёмы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой стороны, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать её существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приёмах — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или: «Позовём Петрушку в гости»; «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку».

В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог ограничивается только постановкой игровой задачи, а затем на занятии идёт обычная учебная работа. Получается, что детям «пообещали» игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного — игровых действий, через которые осуществляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки, «сажают» в них зайчиков, «плывут» по реке, «выбираются» на берег. Лодки с «кривыми парусами» могут перевернуться, в них «зайцы не хотят садиться». Дети «ремонтируют» такие лодки и т.п.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определённый запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения.

Таким образом, игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Воспитателю надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

При разработке игровых приёмов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приёмы надуманны, неестественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приёмах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевлённые предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях.

Таким образом, в каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание придумывается педагогом, но обязательно с учётом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребёнок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: «Дети, к нам пришёл мишка (при этом она приносит его из-за двери). У него будут гости. Он хочет, чтобы мы приготовили ему угощение». Этим игровой приём исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации.

Для детей с общим недоразвитием речи наиболее актуально проведение совместно-индивидуальной деятельности в небольшой группе. Каждый ребенок — участник деятельности, выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласованность действий участников работы осуществляется в ее начале — на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результат. На подгрупповых занятиях в отличие от фронтальных каждый ребенок имеет больше возможностей для речевых высказываний.

Правильное руководство изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи может быть осуществлено только в результате изучения и знания возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к аппликации, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Занятия по изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации, предоставляют большие возможности к осуществлению индивидуального подхода. Воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

В результате выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  • выступая как специфическое образное средство познания действительности, аппликация способствует проявлению умственной и речевой активности детей, выработке понятий и представлений об окружающем мире, развитию творчества
  • в процессе аппликации решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.
  • игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают огромное влияние на творческое развитие детей, формируют эстетические чувства и представления, развивают образное мышление и воображение
  • использование комментирующей речи оказывает большое влияние на развитие восприятия речи, способствует более отчетливому выражению потребности в общении, речевой активности на основе накопленных речевых средств, а также подводит детей к пониманию определенной последовательности в действиях через рассказ и может рассматриваться как подготовительный этап в обучении рассказыванию
  • занятия по аппликации предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Просмотров: 810
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Гафиулина Эльмира Сабитовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Людмила Михайловна Журавлёва. Использование игровых приёмов как средство формирования навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Рыбакова Светлана Александровна. Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР.
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Шардакова Наталья Владимировна. Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Павленко Лариса Анатольевна. «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий с детьми дошкольного возраста».
  • Охотникова Марина Вячеславовна. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
  • Ромашова Эрика Владимировна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексико-грамматическому развитию. Тема: Использование игровых приемов при ознакомлении с дикими животными.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Рожман Агния Константиновна. Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь