Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений
- творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в группе создать развивающую предметно – пространственную среду. Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей, материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны сегодня каждому отдельному ребенку.
Для формирования и развития познавательной активности следует:
- развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
- укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
- развивать у детей чувство собственного достоинства.
Особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги» помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.
Словесные игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
- «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
- «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
- «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
- «Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»
- «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
- «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.
Актуальным методом познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: образовательная деятельность, игра, прогулка, сон, умывание. В процессе экспериментирования дети знакомятся со свойствами твердых, жидких, газообразных веществ, свойствах дерева, металла и т. д., например: «Поплывёт или утонет?», «Как вода исчезает?», «Смешивание красок», «Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, в котором эти знания приобретаются.
Таким образом, применяя игровые технологии, экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.
Для развития познавательных способностей большое значение имеет развитие исследовательского поведения: любознательность, наблюдательность, развитие исследовательских умений и навыков: умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умение классифицировать, умения и навыки проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения.
Для развития у детей умения видеть проблемы используют игры и задания «Продолжи рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов.
В умении вырабатывать гипотезы помогают простые упражнения: «Подумайте, почему дети любят играть?», «Почему течёт вода?» и др.
Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»
Вопросы должны носить поисковый характер, развивать умение выдвигать гипотезы, например: «Как вы думаете, дождь будет идти целый день?», «Как вы думаете, что произойдёт, если дождика не будет совсем?», «Снег растает когда- нибудь?», «Как вы думаете, что случиться с насекомыми, если они не лягут спать?» и др.
Педагог не должен давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учить её находить. Если ребенок задаёт вопрос, постарайтесь не давать ему готовый ответ, а спросить, что он думает сам. Призывая к рассуждению, наводящими вопросами, педагог должен подвести к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.
Такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей, но и вводить новые содержания.
Формы мероприятий, проводимые вне занятий
- Традиция «Наши славные дела»;
- Познавательные вечера;
- Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
- Подбор материала о животных и растениях;
- Коллекционирование.
Желательно, следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Уметь открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
|