В.А. Полуэктова МБДОУ «ДС№95 «Снежинка» воспитатель
В рамках ФГОС среди ряда задач перед педагогом встала главная задача: «воспитание ребенка XXI века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. В связи с этим в своей работе использую разнообразные педагогические технологии. Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы. [5]
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний
Скачать конспект
Самой новой формой эффективных технологий обучения и развития современных дошкольников, является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик. Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. в России.
Главное предназначение кейс — технологии – умение работать с информацией, анализировать различные проблемные ситуации и находить их решение.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким. [6; 7]
Таким образом, с помощью кейс-метода можно выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Я в своей деятельности чаще всего использую:
- метод анализа конкретных ситуаций — кейс –стадии
- кейс- иллюстрации
- фото-кейсы.
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
1-й шаг – определяю цель кейса: компетенции, умения или способности, которые хочу выявить или сформировать у детей.
2-й шаг – описываю кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор. Не обязательно должна быть конфликтная ситуация. Кейс может содержать ситуации, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, не соответствие явлений окружающего мира.
3-й шаг – подвожу к кульминации кейс: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые предлагаю детям.
Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.
Технология кейс – стади.
Технология кейс – стадии (ситуация) — это кейс, в котором описывается ситуация происходящая в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Данная технология направлена на: освоение знаний; формирование новых представлений; развитие способностей к изучению полученной информации и научиться работать с ней (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить решение; формирование навыков коммуникативного общения; использование полученных знаний и навыков в процессе решения кейса в реальных жизненных ситуациях. [3]
Тематику для кейсов в своей деятельности я заимствовала из знакомых детям литературных произведений или основывалась на реальных жизненных событиях. Наличие нестандартных ситуаций повышает у детей интерес и исследовательскою мотивацию.
Рассмотрим, например, кейс — стадию «Пропажа стульев» (старшая группа). Цель: развивать умение анализировать, строить гипотезы, предполагать.
Данный кейс был использован в НОД по речевому развитию в начале года при ознакомлении с технологией.
В ходе занятия дети замечают, что в группе нет ни одного стула.
Педагог: «Ребята, как вы думаете, куда пропали наши стулья?»
Ответы детей: отдали в соседнюю группу; сдали в ремонт плотнику; убрали в спальню.
- А где нам взять стулья для группы?
Ответы: детей: принести из дома; купить новые; попросить плотника изготовить новые стулья.
В дальнейшей работе по технологии кейс-стадии, события необходимо усложнять.
Вася пошел гулять и решил позвать своего друга Костю на улицу. Дверь открыл папа Кости:
- Костя выйдет на улицу? – спрашивает Вася
- Здравствуйте, Кости нет дома, а что ему передать? – спрашивает папа
- Ну ладно – отвечает Вася и уходит.
Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей:
«Можно ли назвать Васю вежливым и воспитанным? Почему?», «Умеет ли Вася вежливо разговаривать с взрослыми людьми?», «О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?».
В завершении детям предлагается рассказать свой вариант разговора в данной ситуации.
Кейс-иллюстрация
Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Последовательность работы с кейс – иллюстрацией:
- вначале педагог предоставляет детям иллюстрацию или серию иллюстраций направленные на одну проблемную ситуацию, организует обсуждение ситуации
- дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему
- дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию
- высказывают свои идеи и решения со сверстниками.
При использовании данного метода в НОД, подготавливаю текст к проблемной иллюстрации занимая при этом позицию равного партнера, совместно с детьми проживаем события и решаю при этом педагогические задачи. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Ситуации, которые предлагаю детям, они не просто дают информацию, а погружают в атмосферу происходящего, стимулируют к общению. При ответах дошкольников принимается любой детский ответ, даже супер — фантастический. Каждое свое мнение дети аргументируют и из большого количества идей выбирают уместные и актуальные. [2]
Перед началом образовательной деятельности я предложила детям рассмотреть иллюстрацию «Буратино обменивает Азбуку», из хорошо знакомой сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Предлагаю детям высказать свое мнение к данной ситуации, путем наводящих вопросов: — «Что делает Буратино?», «Почему он так поступает?», «Как вы оцените его поступок?», «Как вы думаете, к чему приведет его проступок?», «Как можно исправить сложившуюся ситуацию?».
Цель данной иллюстрации – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только увидеть саму ситуацию, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
Чаще в работе с детьми применяю технологию «Фото-кейс». Она актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит: фото, сюжет которого отражает проблему; текст к кейсу, который описывает события; вопросы, задания, в них должны быть мотивация на решение проблемы.
Пример фото-кейс «Больной зуб»
Цель: создать мотивацию необходимости следить за зубами.
Кейс состоит из:
- Фото «Ребенок с больным зубом»
- Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.
- Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Как бы ты поступил на месте Егора?
Кейс дополнен дополнительными карманами с дидактическими играми, иллюстрациями для решения кейса и на закрепление или уточнение знаний по данной теме.
Дети с помощью фото определяют, что мальчик не ест, потому что у него болит зуб. Педагог задает вопрос: «Из-за чего может разболеться зуб?». Если у детей возникли сложности с решением данной ситуации или закончились варианты ответов, то предлагаю игры — помощники «Полезные и вредные продукты», «Чистим зубы весело» (импровизированный макет с чистыми и грязными зубами; зубная щетка), «Чистый рот» (картинки с изображением способов ухода за полостью рта в течении дня), «Артикуляционная гимнастика», «Найди лишнее» (предлагается собрать ротовую полость из частей: язык, зубы, щеки, десна, неба). С помощью игр — помощников дети самостоятельно находят дополнительные причины сложившейся ситуации.
Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Из собственного опыта могу сказать, что если использовать для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Таким образом, используя в совместной и организованной деятельности кейс-метод повышается интерес детей к теме занятия, выявляются их актуальные интересы, развивается активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.
Список используемой литературы:
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др. ]. – М.: Дрофа, 2007.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
- Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. 2009. №1
- Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» — 2018 г. (№9) e.stvospitatel. ru
|