Автор: Марчук Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря предметов, признаков и действий по теме «Зима»;
- закрепление навыка правильного звукопроизношения звука С;
- обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие артикуляционной, мимической моторики;
- развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
- мультимедийная презентация по содержанию игровой образовательной ситуации;
- два конверта с письмами (голубого и розового цветов);
Материалы для индивидуальной работы (по количеству детей):
- лист с заданием «Помоги Герде переправиться через реку» (игра «Лабиринт») по количеству детей;
- части цветка (речевая игра «Цветок») по количеству детей;
- силуэты рукавичек (игра «Найди пару») по количеству детей;
- разноцветные бумажные салфетки разрезанные на прямоугольники;
- прищепки;
- эластичное кольцо «Су-Джок.
Музыкальное сопровождение:
- «Облака» муз. В. Шаинский из м/ф «Трям! Здравствуйте!» (без слов);
- «Сильный ветер» (Звуки, голоса и шумы окружающего мира).
Предварительная работа:
- чтение отрывков из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»,
- просмотр отрывков из м/ф «Снежная королева»;
- беседа о писателе Х.К. Андерсене.
Ход игровой образовательной ситуации
Воспитатель привлекает внимание детей, читая стихотворение Валентины Котенёвой «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...
Воспитатель проводит Психогимнастическое упражнение «Доброе утро в ладоши».
Дети стоят в кругу, воспитатель первым называет свое имя и передает воображаемое «Доброе утро» (кисти рук сложены в виде лодочки) из ладошек из своих ладошек в ладоши рядом стоящего ребенка, тот произносит свое имя и передает «Доброе утро» в ладоши следующего ребенка и т.д.). После того как «Доброе утро» вернется к воспитателю, все берутся за руки.
Воспитатель: Мы спокойны и добры, мы приветливы, нежны. Давайте сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту, красоту (руки вверх), а выдохнем через рот все обиды и огорчения (руки вниз).
Звучит музыка В.Шаинского «Облака» без слов.
Воспитатель: «Если добрый день с утра, в сказку нам дружок пора: раз-два-три».
Слышится шум вьюги «Сильный ветер».
Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? Какой это звук? На что это похоже?
Ответы детей. Зима, вьюга, ветер.
Воспитатель: Это снежная вьюга. От ее ветра и нам что-то стало очень холодно! Замерзли наши ладошки. Как их можно согреть?
Ответы детей. Похлопать в ладоши, потереть ладошки друг о друга, надеть варежки (перчатки).
Воспитатель. Ну что ж, давайте наденем перчатки.
Воспитатель проводит терапевтический массаж с эластичным кольцом "Су-джок".
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец правой руки и прокатывают по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Массаж сопровождается стихотворением:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальцы погулять, (Пальцы собраны в кулак, разгибание пальцев по одному)
Раз-пальчик большой он красивый такой. (Кольцо надевается на большой палец)
Два — пальчик указательный очень обаятельный. (на указательный палец)
Три — пальчик средний он совсем не вредный. (на средний палец)
Четыре — безымянный пальчик очень славный. (на безымянный палец)
Пять — мизинчик маленький счастливчик». (на мизинец).
Затем массаж выполняется на левой руке.
Воспитатель. А щечки замерзли?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте и их согреем.
Воспитатель проводит массаж мимической мускулатуры. Дети выполняют упражнение в соответствии с содержанием стихотворения:
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем,
Щечки надуваются, губки улыбаются.
Подбородок разотрем, губки дружно пожуем.
Здесь живем наш язычок (показать),
Пусть погреется дружок (пожевать язык передними зубами).
А теперь спрячем теплый язычок за нижние зубы
И сами изобразим холодный зимний ветер (дети имитируют ветер звуком "С-С-С" по тыльной стороне ладони).
Воспитатель: Ребята, снежная вьюга принесла нам два письма. Показывает два конверта с письмами-дисками — голубой и розовый. Сейчас мы узнаем, что от кого они и что в них.
Воспитатель ставит в ноутбук 1-й диск. на экране мультимедиа проявляется изображение Снежной Королевы.
Воспитатель: Ребята, догадались от кого 1-е письмо?
Ответы детей.
Воспитатель читает от лица Снежной Королевы.
«Я, Снежная королева – повелительница льда!
Мальчик Кай среди снегов, средь холодных белых льдов.
В царстве вьюги и пурги сможете его найти».
Воспитатель ставит в ноутбук 2-й диск. На экране мультимедиа проявляется изображение Греды.
Воспитатель: Ребята, догадались от кого это письмо?
Ответы детей. (от Герды — подруги Кая).
Воспитатель читает от лица девочки.
«Как давно мой Кай пропал, видно он в беду попал!
Нужно в путь мне отправляться, отыскать скорее братца!
Вы поможете, друзья, быть одной никак нельзя?»
Воспитатель: Ребята, поможем Герде спасти от колдовства Снежной Королевы Кая?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь.
Звучит музыка В.Шаинского «Облака» без слов.
Физкультминутка «Зашагали ножки весело по кругу».
Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение в кругу.
Зашагали ножки весело по кругу,
приведут нас ножки по дорожке к другу,
1, 2, 3 – здравствуй, говори,
1, 2, 3 – руки ты пожми».
Дети занимают свои места за столами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами река. Давайте поможем Герде переправиться через реку.
Воспитатель объясняет задание: Ребята перед вами река (лист бумаги голубого цвета, формата А4, на котором в левом верхнем углу изображена лодка, в правом нижнем — поляна — игра «Лабиринт». Давайте поможем Герде перебраться через реку на поляну. Проведем дорожку карандашом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Герда приплыла к большому цветущему саду, в котором приютился красивый домик с окошками и черепичной крышей. Из домика вышла старушка в большой соломенной шляпе и попросила Герду помочь ей собрать букет цветов.
Воспитатель: Хотите и мы с вами соберем букет?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям речевую игру «Цветок». Части цветка (серединка и лепестки) сделаны из цветного картона. На серединке написана буква (например, «Т», «К»). На каждом лепестке (их больше чем нужно для одного цветка) нарисован предмет, в названии которого есть эти буквы. Ребенку нужно собрать вокруг серединки — буквы, соответствующие лепестки – картинки. Например, буква «Т» — стул, молоток, тарелка и т.д.
На экране мультимедиа проявляется изображение Ворона.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это стоит на тропинке?
Ответы детей.
Воспитатель: Да это же мудрый ворон. Он умеет разговаривать читать и писать. Ворон привел нас к принцу и принцессе.
На экране мультимедиа проявляется изображение Принца и Принцессы.
Принц очень любит свою принцессу и хочет ей подарить большой букет цветов. Он не отпустит Герду до тех пор, пока у него не будет букета цветов. Давайте поможем Герде. Сегодня мы будем делать цветы необычным способом – из бумажных салфеток. Чтобы сделать цветок нам нужно взять половину бумажной салфетки прямоугольной формы. Смять ее в ладонях, поочередно правой и левой рукой, чтобы бумага стала мягче. Расправить комок бумаги и сложить его пополам, линию сгиба сгладить пальцами. По линии сгиба собрать в гармошку, закрепить прищепкой и расправить лепестки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Ой, Ребята, посмотрите, нас не пускает дальше маленькая разбойница. (На экране мультимедиа проявляется изображение Разбойницы.). Она хочет отобрать у Герды рукавички, потому что свои она потеряла. Давайте мы подарим Разбойнице рукавички.
Воспитатель предлагает детям игру «Найди пару». Из бумаги вырезаны силуэты рукавичек с разными на них рисунками. Ребенку нужно найти две рукавички с одинаковым рисунком.
Воспитатель: «Маленькая разбойница отпустила Герду, и дала в помощь оленя. (На экране мультимедиа проявляется изображение Оленя). Помоги, пожалуйста, олень добраться до замка Снежной Королевы!
Представим себе, что мы олени.
Посмотрите: мы – олени, (Скрещенные руки с широко расставленными пальцами над головой).
Рвется ветер нам навстречу!
Эй, олень, быстрей скачи (Отстукивание ритма ладошками по коленям: сначала медленно раз-два, а затем в быстром темпе.)
И копытом постучи!
Мы поскачем не спеша (Подскоки на месте).
Как погода хороша.
Ловим снег скорей в ладоши, (Хлопок в ладоши).
Не боимся мы пороши».
Воспитатель: «Вот и добралась Герда с нашей помощью в царство Снежной Королевы. Вот ее дворец.
На экране мультимедиа проявляется изображение дворца Снежной Королевы.
Воспитатель: «Во дворце Снежной королевы только холод и покой. Ребята, давайте скажем зимние слова ласково.
Воспитатель предлагает детям речевую игру «Скажи ласково».
Слова для игры: зима (зимушка), снеговик (снеговичок), мороз (морозец), лед (ледок), метель (метелица), снег (снежок), снежинка (снежиночка), сугроб (сугробик), снегирь (снегирек), санки (саночки), сосулька (сосулечка).
Воспитатель: От наших слов Снежная королева стала добрее. И она отпускает Кай вместе с Гердой. Да и нам пора возвращаться.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Мы спокойны и добры, мы приветливы, нежны. Давайте сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту, красоту (руки вверх), а выдохнем через рот все обиды и огорчения (руки вниз).
Звучит музыка В.Шаинского «Облака» без слов.
Воспитатель: Возвращаемся из сказки
Дружно мы в наш детский сад.
1-2-3 – вот мы в группе, посмотри!»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, кого они встретили во время путешествия в царство Снежной королевы, какие задания выполнили.
Ответы детей.
|