ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Хорькова А.А. г.Челябинск, Россия, МБДОУ№335
У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка. В единой капле — бесконечность, И небо в чашечке цветка»
Уильям Блейк
Считаю, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее широко активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Цель : рассмотреть игры как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Задачи :
- 1.раскрыть понятие «игра» и «отзывчивость»;
- 2.сделать теоретический анализ развития отзывчивости дошкольника в игровой деятельности;
- 3.практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.
При написании данной статьи я использовала личные наблюдения за детьми в игровой ситуации.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(16).
. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности.
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых..
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения.
Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Среди дидактических игр можно выделить:
- 1)игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
- 2)игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины).
- 3)игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).
Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.
Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Чувства и этические представления дошкольника.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.
К концу дошкольного возраста появляется более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»
В старшем дошкольном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях.. .
С учетом актуальности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте необходимо проводить с детьми игровые занятия, направленные на решение следующих задач:
- расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
- развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
- воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
Задача педагога на каждом игровом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей: учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями.
Эмоциональная отзывчивость дошкольника в процессе игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
1) Игра как единое целое..
2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника,
А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Определение задач проведения занятия в игровой форме.
При разработке практического занятия в игровой форме я исходила из наблюдений (Введение). А именно: я интегрирую игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Моей задачей является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в дидактической игре.
Я предлагаю вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:
- 1.Сказочный персонаж зайчонок Филя предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг».
В конце песни зайчонок Филя отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!».
- 2.Предлагаю детям послушать рассказ Л.Толстого «Два товарища». Обсуждаем с детьми поступок мальчика, выясняю, как поступили бы дети в такой ситуации. .
Игры и игровые ситуации были нацелены на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также на значимость моральной поддержки товарища. Я стремилась в игровой форме донести до детей понимание того, что нужно доброжелательно относиться к окружающим людям, уметь прочувствовать эмоции других людей, стремиться проявлять сочувствие и сопереживание всем тем, кто в этом нуждается. При выполнении заданий я заботилась о том, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от совершенного поступка.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (на развитие эмоциональной отзывчивости). Особое внимание я уделяла сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.
Эмоциональная отзывчивость – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
С-р игра «Путешествие Игра лего-конструктор
на корабле»
ЛИТЕРАТУРА:
- 1.Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
- 2.Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
- 3.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986
- 4.Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994
- 5.
8.Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников». Мн.: «нар. Асвета», 1976
9..Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999
|