Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Хорькова А.А. г.Челябинск, Россия, МБДОУ№335

У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка»

Уильям Блейк

Считаю, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее широко активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

Цель : рассмотреть игры как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

Задачи :

  1. 1.раскрыть понятие «игра» и «отзывчивость»;
  2. 2.сделать теоретический анализ развития отзывчивости дошкольника в игровой деятельности;
  3. 3.практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.

При написании данной  статьи я  использовала  личные наблюдения за детьми в игровой ситуации.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(16).

. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности.

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых..

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения.

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

 Среди дидактических игр можно выделить:

  1. 1)игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
  2. 2)игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины).
  3. 3)игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Чувства и этические представления дошкольника.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

К концу дошкольного возраста появляется  более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»

В старшем дошкольном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях.. .

С учетом актуальности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте необходимо проводить с детьми игровые занятия, направленные на решение следующих задач:

  • расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
  • воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Задача педагога на каждом игровом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей: учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.

. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями.

Эмоциональная отзывчивость дошкольника  в процессе игровой деятельности.

 

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

1) Игра как единое целое..

2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника,

А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:

– сюжетно-ролевые отношения;

– реальные отношения по поводу игры.

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.

 Определение задач проведения занятия в игровой форме.

При разработке практического занятия в игровой форме я исходила из наблюдений (Введение). А именно: я интегрирую игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Моей  задачей является развитие эмоциональной отзывчивости  дошкольников в дидактической игре.

Я  предлагаю вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:

  1. 1.Сказочный персонаж зайчонок Филя предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг».

В конце песни зайчонок Филя  отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!».

  1. 2.Предлагаю детям послушать рассказ Л.Толстого «Два товарища». Обсуждаем с детьми поступок мальчика, выясняю,  как поступили бы дети в такой ситуации. .

Игры и игровые ситуации были нацелены на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также на значимость моральной поддержки товарища.  Я  стремилась в игровой форме донести до детей  понимание того, что нужно доброжелательно относиться к окружающим людям, уметь прочувствовать эмоции других людей, стремиться проявлять сочувствие и сопереживание всем тем, кто в этом нуждается. При выполнении заданий я заботилась о том, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от совершенного поступка.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (на развитие эмоциональной отзывчивости). Особое внимание я уделяла  сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

Эмоциональная отзывчивость – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.

 

С-р  игра «Путешествие                 Игра лего-конструктор

на корабле»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1.Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
  2. 2.Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
  3. 3.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986
  4. 4.Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994
  5. 5.

8.Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении

          дошкольников». Мн.: «нар. Асвета», 1976

9..Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999

Просмотров: 635
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Камашева Нафиса Имамовна. Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • гульнара вагапова. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Пальцева Елена Владимировна. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проект сюжетно-ролевой игры «Потерялся в торговом центре» с детьми подготовительной к школе группе»
  • Слесаренко Лариса Владимировна. «Дидактические игры в развитии дошкольника в контексте ФГОС ДО»
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Синельникова Ольга Сергеевна. Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Михальчук Марина Николаевна. Из опыта работы: «Подвижные игры как средство формирования скоростных и координационных качеств дошкольника»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Кузнецова Венера Батыровна. Дидактические игры для развития мелкой моторики для дошкольников
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь