Слесаренко Лариса Владимировна. «Дидактические игры в развитии дошкольника в контексте ФГОС ДО»

«Дидактические игры в развитии дошкольника в контексте ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей — позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Практика показывает, ребёнок полноценно воспринимает музыку, поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музыкально – слуховые отношения, ладовое чувство, чувство ритма), различать жанры музыкальных произведений.

 

Как организовать образовательный процесс, чтобы он был эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка? Надо предложить детям игру. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности. В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: подвижные, игры-драматизации, музыкально-дидактические.

Ценность музыкально-дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребенка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основная же задача педагога при использовании музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей и развитие творческого потенциала.

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры

В связи с новыми федеральными государственными требованиями, с принципом интеграции образовательных областей, а также интегративности всех видов музыкальной деятельности сведения о музыке должны даваться в интересной и познавательной форме для детей. Такой формой являются музыкально-дидактические игры, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы: воспитывающее обучение; научность; доступность и наглядность; закрепление знаний, умений и навыков и т.д. Использование музыкально – дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Участие дошкольника в музыкально – дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Музыкально – дидактическая игра может рассматриваться как игровой метод обучения; игровая форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство музыкального общения и развития ребёнка. Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер.

Основными задачами в работе с детьми являются:

  • Развитие звуковысотного слуха.
  • Развитие динамического слуха.
  • Формирование тембрового восприятия.
  • Совершенствования чувства ритма.

Дидактическая игра как игровой метод:

  • игры – занятия и музыкально-дидактические или, где ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
  • С помощью игр – занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей

  • содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем музыкальном мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность:

  • основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
  • Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры.
  • Самостоятельно дети могут играть в музыкально-дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивает самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер

Литература:

  1. Н. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки» — М., 2005
  2. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. — М.: просвещение, 1986.
  3. Кононова Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. — М.: Просвещение, 1982.
Просмотров: 408
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Маслюк Светлана Павловна. «Музыкально-дидактические игры в самостоятельной и НОД дошкольников»
  • Кучер Зоя Анатольевна. «Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Данилова Лариса Вениаминовна, Быкова Жанна Викторовна. «Цветные нотки» — авторская электронная музыкально-дидактическая игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста.
  • Миниханова Марьяна Фёдоровна. Музыкальная дидактическая подвижная игра на развитие музыкально-сенсорных способностей «Весёлые паровозики» (с постепенным усложнением)
  • Короткова Наталья Сергеевна Корпенко Ирина Леонидовна. Музыкально-дидактическая игра «Голоса животных»
  • Лупачёва Лариса Борисовна. «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Токарева Ольга Владимировна. Методическая разработка музыкально — игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Лавриненко Елизавета Павловна. Консультация для родителей Тема: «Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности»
  • Юрчук Ирина Григорьевна. «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Маркелова Наталья Николаевна. Музыкально — дидактическая игра: «Многофункциональный кубик»
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Татьяна Коваленко. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Апашкина Юлия Юрьевна, Самойлова Татьяна Дмитриевна. Сценарий музыкально-спортивной квест-игры на улице. «Проделки Снежной Королевы или в поисках мешка Деда Мороза».
  • Наталья Боярскова. Реферат. Использование метода моделирования в музыкально ритмической деятельности дошкольника
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Соболева Марина Леонидовна. Проект «Методические рекомендации по реализации музыкально-дидактических игр в первой младшей группе ДОУ»
  • Лукашева Татьяна Васильевна. Сценарий музыкально-театрализованного представления «Дюймовочка»
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Проект Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих споcобностей
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь