Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ

Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 12
"Приобщение  детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
Подготовила: Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ №12
Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.
Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение  детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий».
Реализуя поставленную мною цель:

Скачать презентацию

использование  ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач:
повышать мотивационную  готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ;
переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам.
В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.
Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области  «Музыка» и «Художественное творчество».
Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Сущность  идеи: использование информационных технологий  для повышения  мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий:
.      психологически облегчает процесс усвоения  материала детьми;
. возбуждает живой интерес к предмету познания;
·      расширяет общий кругозор детей;
·      возрастает уровень использования наглядности на занятиях.
Новизна идеи:
Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих  способностей детей.
Какова же актуальность использования ИКТ в образовательной области «Музыка»:
Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается  положительная мотивация к обучению воспитанников;
создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность.
Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:
Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз  показывает одобрительный жест)
Гармоничное сочетание традиционных средств,  с применением презентаций  позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию  (например: лучшие детские работы - в телевизор)

 

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.

В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.

«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

Компьютер это –

Наглядное пособие

Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

Средство подготовки выступлений

Источник (учебной, музыкальной) информации.

 

  Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:

  1.  Э         -Эмоциональное восприятие музыки детьми

- Пение

- Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)

- Игре на детских музыкальных инструментах

- Музыкально-ритмических движениях

Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному  восприятию детьми музыкальных произведений.

Мультимедийные иллюстрации помогают  определить   характер  музыкальных произведений.

Анимационные  фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.

Для развития ритмического слуха я  использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые  длительности– маленькие), что способствует  большей заинтересованности детей.

Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.

Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.

В  игре на детских музыкальных  инструментах используемые  презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.

Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством  композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.

Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.

Для обучения музыкально-ритмическим  движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.

В таком направлении, как пение, я предлагаю детям   видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.

Разучивание с детьми  песен с использованием   мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.

Используя в структуре  занятия включения видеоролика, различных творческих  заданий,   я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более  5-7 минут).

Использование средств информационных технологий:

  • стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
  • Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.

Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.

И как результат -  улучшение  памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.

Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.

 

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.

При этом, конечно же, не стоит забывать:  в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

 

Литература:

Интернет-ресурсы:

Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Просмотров: 741
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Кучер Зоя Анатольевна. «Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Беленькова Елена Анатольевна. Конспект музыкального занятия в старшей группе «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Волшебные нотки здоровья» Старший дошкольный возраст.
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Грачева Анна Михайловна, Шамсутдинова Елена Мусавировна. Использование средств ИКТ и музыкально-творческой деятельности в коррекционной работе с детьми 6-7 лет с ФФНР.
  • Павлова Елена Николаевна. Доминантное музыкальное занятие по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (подготовительная группа)
  • Близнюк Людмила Александровна. «Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Проект Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих споcобностей
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Сумзина Татьяна Сергеевна. «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Елена Евгеньевна Дьячук. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. Проектная работа «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
  • Наталья Боярскова. Реферат. Использование метода моделирования в музыкально ритмической деятельности дошкольника
  • Симагина Ольга Владимировна. Проектирование образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде (использование электронных средств обучения, ресурсов профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования)
  • Шандыба Юлия Валерьевна. Сценарий музыкально – художественной и познавательной деятельности по образовательным областям «Музыка», «Познание». Тема: «Весёлый Новый год».
  • Хаустова Юлия Петровна. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Руденко Ирина Юрьевна. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
  • Тихомирова Екатерина Сергеевна. Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Ушакова Людмила Петровна. Использование театрализации в различных видах деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь