Разработала: Музыкальный руководитель высшей категории Павлова Е.Н. МБДОУ №12 «Берёзка» г.Стародуб
Дети входят в зал.
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Посмотрите, ребята, сегодня у нас в зале много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети/поворачиваются!: Здравствуйте!
Муз. рук.: А сейчас, ребята, подойдите, присаживайтесь на стульчики, и послушайте, что я вам расскажу. Сегодня у нас с вами очень необычное и интересное занятие. Расскажу я вам историю старинную. Не очень короткую и не очень длинную.
Жил-был на свете мальчик^ (Ванюша. бб любил он играть на дудочке. Сам ее вырезал, сам и песенки складывал, и веселые, и задорные. Обо одному играть ему было скучно. (Оавайте послушаем ребята почему (Ване было
СКуЧНО /слайд-видео/.
(Ваня: Я хочу найти друзей, которые умеют играть на музыкальных инструментах, петь песни, играть. Помогите мне найти таких друзей!)
Муз. рук.: Ребята, поможем Ване?
Дети: Да.
Муз. рук.: Тогда я вам предлагаю послушать музыку.
(Звучит «Вальс» С. Прокофьева)
Муз. рук.: Ребята, что это за музыка?
Дети: Вальс.
Муз. рук.: А в исполнении одного музыкального инструмента он звучит или его исполняют много музыкальных инструментов?
Дети: Много.
Муз. рук.: А как это называется, когда музыку исполняют много музыкальных инструментов?
Дети: Оркестр.
Муз. рук.: Ребята, у нас есть много оркестров: и симфонический, и народный, и эстрадный. В исполнении какого оркестра прозвучал вальс?
Дети: В исполнении симфонического оркестра.
Муз. рук.: А какие же инструменты входят в симфонический оркестр?
Дети: Скрипки, виолончели, арфы, тромбон, труба, саксофон, рояль, барабан, тарелки.
Муз. рук.: Ребята, а наш Ваня мог бы играть в таком оркестре?
Дети: Нет.
Муз. рук.: Почему?
Дети: Потому что в симфоническом оркестре на дудочках не играют.
Муз. рук.: Ребята, давайте повторим, так как же называется такой оркестр?
Дети: Симфонический.
Муз. рук.: Давайте мы еще раз послушаем «Вальс» в исполнении
симфонического оркестра. «Вальс» плавный, легкий, нежный. И сейчас мы с вами
попробуем выполнить плавные танцевальные движения, соответствую и ще характеру музыки. Встаньте и разойдитесь по залу.
(Звучит «Вальс» С. Прокофьева, дети выполняют танцевальные
вальсовые движения.)
Муз. рук.: Хорошо, ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики. (Даю установку правильной посадки.) Посмотрите, ребята, /слайд/ мы с вами и с Ваней
попали в «Страну музыкальных инструментов». Слышите, музыка звучит.
(Звучит русская народная мелодия «Выйду на улицу».)
Муз. рук.: Ребята, скажите эта музыка прозвучала в исполнении одного инструмента или оркестра?
Дети: В исполнении оркестра.
Муз. рук.: Правильно, эту музыку исполняет оркестр русских народных инструментов. Или можно просто сказать, народный оркестр /слайд/. Посмотрите, сколько здесь собралось музыкантов. Они играют на балалайках, домрах, гуслях, контрабасах, баянах, /слайд/ А еще в народном оркестре можно играть на гармонях, жалейках, дудочках, /слайд/ шумовых и ударных музыкальных инструментах.
Муз. рук.: Ребята, оркестр, как и любое государство имеет свои законы. У него даже есть президент — он называется дирижером /слайд/. Дирижер может заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося ни слова. Он пользуется только палочкой. Ребята, как вы думаете, а наш Ваня мог бы остаться играть в этом оркестре?
Дети: Да.
Муз. рук.: Почему?
Дети: Потому что в этом оркестре на дудочках играют.
Муз. рук.: Давайте с вами еще раз послушаем эту музыку. (Р. н. м. «Выйду на улицу».) Ребята, так в исполнении какого оркестра прозвучала эта музыка?
Дети: В исполнении народного оркестра.
Муз. рук.: Скажите, а какие инструменты играют в этом оркестре?
Дети: Домры, балалайки, дудочки, шумовые, баяны и т.д.
Муз. рук.: Хорошо. А скажите ребята, мы с вами могли бы играть в таком оркестре?
Дети: Да.
Муз. рук.: А на каких инструментах вы могли бы сыграть?
Дети: Ложки, трещотки, коробочки, трубочки, маракасы, металлофон и другие.
Муз. рук.: Хорошо, ребята. (Убираем ширму с инструментов.)
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки.
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть,
Буду я тут дирижером,
Кто же вы? Ответьте хором:
Дети: Оркестр.
Муз. рук.: Давайте мы с вами сыграем оркестром. Оркестр играет на сцене. А нашей сценой сегодня будут наши стулья. Послушайте, вначале я сыграю вам хорошо знакомую мелодию. А вы скажите, как она называется? (Р. н. м. «Во саду ли в огороде».)
Муз. рук.: Дети, как называется эта мелодия?
Дети: Во саду ли в огороде.
Муз. рук.: А какая эта музыка по характеру?
Дети: Веселая, задорная, вызывает радостное настроение. Нам хочется под нее танцевать.
Муз. рук.: А сейчас ребята, послушайте, как эта мелодия звучит на металлофоне. А сыграет нам ее Катюша. {Играет.)
Муз. рук.: А сейчас ребята, я сыграю вместе с Катей. Послушайте. {Игра.)
Муз. рук.: А теперь для того, чтобы нам сыграть оркестром, подойдите, возьмите инструменты, которые вам понравятся. {Дети берут шумовые инструменты.)
Муз. рук.: А теперь мы сыграем мелодию оркестром. Но вначале давайте сыграем отдельно с каждым видом инструментов. Сначала мне подыграют бубны и трещотки. Давайте попробуем. {Играем эпизод.) Хорошо. А теперь мы сыграем с треугольником, ложками и маракасами. {Эпизод.) Молодцы. А теперь мне подыграют коробочки. {Эпизод.) А сейчас давайте попробуем сыграть все вместе. {Играем.) Хорошо. Теперь ребята первый раз мы сыграем с Катей мелодию, а второй раз — оркестром. Возьмите правильно инструменты и приготовьтесь к игре. {Исполняем р.н. м. «Во саду ли в огороде».)
Муз. рук.: Молодцы. Я вижу, что вы очень старались. Положите на место ваши инструменты и садитесь на места. {Установка на правильную посадку.)
Муз. рук.: Давайте вспомним знакомую попевку «Горошина» {пою и подыгрываю на фортепиано). А теперь давайте споем без музыки мелодию и простучим ритмический рисунок. (Выполняют.)
Муз. рук.: Любую попевку, народную песню можно украсить шумовыми инструментами. Сейчас мы все вместе споем попевку, а ребята нам подыграют: Алеша будет играть на трещотках; Захар, Вероника и Алеша — на ложках, а Настя — на треугольнике. {Исполняем аккаппела «Горошину» с подыгрыванием на инструментах.)
Муз. рук.: Сейчас послушайте хорошо знакомую песню. {Играю на баяне песню «Во кузнице».) Ребята, а как называется эта песня?
Дети: Во кузнице.
Муз. рук.: А какая она по характеру?
Дети: Веселая, задорная, под нее сразу хочется танцевать.
Муз. рук.: О ком поется в песне?
Дети: О кузнецах.
Муз. рук.: А что делают кузнецы?
Дети: Они шьют сарафан для Дуни.
Муз. рук.: Правильно, ребята. Шьют и приговаривают: «Носи Дуня не марай, по праздничкам надевай». Давайте вспомним мелодию и споем первый куплет. {Поем аккапелла.) А теперь исполним всю песню и будем подыгрывать ее на музыкальных инструментах. Петь будем все куплеты, а подыгрывать на вторую часть каждого куплета. Первый куплет подыграют ложки, давайте попробуем. {Эпизод.) Второй куплет подыграют трубочки. {Эпизод.) А третий куплет сыграют коробочки. (Эпизод.) Четвертый куплет сыграем все вместе. А сейчас ребята, посмотрите, одной рукой я буду показывать, где нужно петь, а второй рукой, когда нужно играть.
(Исполняем р.н. м. «Во кузнице».)
Муз. рук.: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Выходите. Давайте сделаем круг. Вначале давайте отгадаем знакомые музыкальные загадки. {Загадки.)
Муз. рук.: А сейчас давайте поиграем, вспомним считалочку, поем:
«Здравствуй, здравствуй, музыкант!
У тебя больше талант.
Инструмент нам загадай,
Но его не называй».
До кого доходит водящий, тот изображает какой-то инструмент, а мы с вами отгадываем этот инструмент и показываем, как на нем можно играть.
(Игра проводится три раза.)
Муз. рук.: Давайте, послушаем ребята, нашел ли Ваня себе друзей?
/слайд-видео/
(Ваня: Мне очень понравилось, как вы пели, играли, танцевали. Я нашел себе настоящих друзей.)
(Включаю плавную музыку.)
Муз. рук.: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались на занятии. Молодцы. Чаще слушайте музыку и вы станете лучше и добрее.
Пусть музыка все заполняет вокруг,
Любимая музыка — сказочный друг.
Муз. рук.: На этом наше занятие окончено. Повернитесь, давайте скажем нашим гостям до свидания.
Дети: До свидания.
(Уходят из зала.)
|