Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста
Составитель: воспитатель МАДОУ №51 г.Сыктывкара «Золотая рыбка» Торлопова Татьяна Андреевна.
Овладение родным языком является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в речевом развитии. Дома ребенок проводит совсем немного времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки, которые читают родители. Поэтому к моменту поступления в школу у детей возникает множество проблем (скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, несформированность связной речи и т.д.) В связи с этим, у ДОУ одной из важнейших задач становится речевое развитие дошкольников.
В своей работе одним из средств развития речи я выбрала сказку.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Сказка учит детей нравственным нормам поведения. Дети черпают из сказок множество познаний. Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном, это чтение.
Поэтому я хочу рассказать о методах и приемах работы со сказками.
Наглядный метод.
Приемы:
- Рассматривание иллюстраций, игрушек;
- Элементарные инсценировки;
- Просмотр видео;
- Оформление выставок;
Словесный метод.
- чтение произведений
- вопросы по содержанию
- пересказ
- заучивание
- прослушивание аудиозаписей
Игровой метод.
- Элементы инсценировки;
- Игры-драматизации;
- Дидактические игры;
- Театральные игры;
- Использование различных видов театра.
О некоторых приемах подробнее.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». В нем – предметы из сказок. Задания: назови, из какой сказки предмет, расскажи отрывок и т.д.
Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки выражение».
Сюжетные картинки. Задания:
а) найди ошибку;
б) разложи по порядку;
в) что пропустили.
Драматизация.
Для малышей сложно рассказать сказку целиком. Основа актерского мастерства – театральные этюды. Можно использовать такие задания: «Кто так двигается», «Как плакал зайчик».
Беседы по содержанию.
1. Приемы, которые помогают понять содержание произведения:
Они должны быть разнородными. Одни вопросы помогают детям дать характеристику героям сказки. Например, зайчик какой? (слабый, доверчивый, наивный, добрый). Другие вопросы помогают понять идею произведения (Почему герой поступил так, правильно ли это). Так же необходимо задавать вопросы, помогающие детям понять особенности жанра (Почему это произведение называется сказкой? Что в ней является вымыслом? Какие волшебные предметы встречаются в сказке?)
- Рассматривание иллюстраций. Воспитатель предлагает иллюстрацию с изображением обычного колобка и задает воспрос: «Таким был колобок в сказке? Почему нет? Каким должен быть сказочный колобок?». Можно предложить две иллюстрации для сравнения. Например, обычная печка и волшебная.
- Словесные зарисовки. Например, какая ведьма в сказке, какие у нее глаза, выражение лица и тд.
2. Приемы, которые способствуют пониманию языка сказки.
- Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает достоинства произведения, замечает средства выразительности.
- По просьбе воспитателя дети вспоминают самый смешной эпизод, самый грустный, самый страшный и т.д., пересказывают описания или поступки героев.
- Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.
Работа над сказкой дает большие возможности для развития речи. Богатый образный язык сказки помогает ребенку расширить свой словарный запас, формировать грамматический строй речи. Кроме того, дошкольники приобщаются к богатейшему культурному наследию русского народа. Следовательно, сказка – эффективное средство для развития речи, а чтобы это средство дало результат, надо применять их в работе в полной мере, используя различные приемы.
|