Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
Пашкова Елена Валериевна Томская область, ЗАТО Северск
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниче6нными возможностями»
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих. Эта мечта вполне может сбыться, только родителям нужно приложить достаточно усилий всегда помнить: каким бы ни был малыш, для родителей он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья для своих малышей, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешно идущими по жизни.
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.
Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что – то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать ему определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей. То есть вы не просто сидите рядом с ребенком и бдите, вы общаетесь, вы вместе пользуетесь игрушками, вы разговариваете с малышом и добиваетесь от него ответной реакции на свои слова и действия.
От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.
В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книги, которые читаете вы вашим детям, книги в которых даются самые разнообразные советы и рекомендации на все случаи жизни. Многие литературные произведения остаются верными спутниками ребенка на протяжении всего периода детства. Это, произведения А. Барто, К.Чуквского, С. Михалкова, С.Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок! Но если с художественной литературой еще как -то можно разобраться, то при приобретении методической литературы вас могут ждать подводные камушки. Итак, попробуйте выяснить кто автор рекомендаций, есть ли у автора опыт педагогической деятельности. У нас много известных, замечательных специалистов, произведения которых пользуются популярностью среди педагогов и родителей. За плечами таких авторов как И.Лопухина, Л.Парамонова, В.Кузнецова и многих других стоит многолетний практический опыт и обширные профессиональные знания.
Детская книга традиционно рассматривается педагогами как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она будит мысль дошкольника, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дети начинают видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими качества, воспринимают предметы и явления в их внутренней связи.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор маленького читателя, выводит его опыт за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах и тд.
Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а так же выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать умение давать нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого. С появлением интереса к картинкам начинает возникать интерес к тексту. При соответствующей работе уже на третьем году жизни можно вызвать у малыша интерес к судьбе героя повествования, заставить его следить за ходом событий и переживать новые для него чувства.
Сила впечатления, получаемого ребенком при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития его эстетического восприятия, т.е. от способности воспринимать художественное произведение в неразрывном единстве его содержания и формы.
Развитие эстетического восприятия имеет несколько стадий. Серьезные изменения в этой сфере наблюдаются в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствуют исследования Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца. Выделяют два периода восприятия литературных произведений: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становиться для ребенка самоценным. Ограниченный личный опыт, недостаточно глубокое понимание существенных связей и отношений подчас мешают детям понять некоторые элементы сюжета, особенности идейного содержания книги и отдельные образные выражения. Однако, если при чтении у дошкольника возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и событиям, он может глубоко и полно воспринимать прочитанное.
Повышенная эмоциональность является побудителем внутренней активности ребенка при восприятии художественного литературного образа.
Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания во время слушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто не соответствует изображаемому событию. Малыш не может вырваться из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими.
Общеизвестна способность детей дошкольного возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило ребенка от текста, а включалось в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Впрочем, здесь возникают трудности: слушая, ребенок не всегда может подчинить воображение тексту. Чтобы фантазия не уводила маленького слушателя от текста, взрослому достаточно только направить ее, и тогда он без помех включится в восприятие книги.
В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениями действительности, с которыми они встречались в жизни. По мере того как в сознании дошкольника образуются связи между конкретными явлениями окружающего мира и словами, их обозначающими, те и другие начинают выступать как единое целое. У ребят складываются наглядные представления об изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают формы в том случае, если опираются на непосредственный личный опыт слушателей.
А.В. Запорожец писал: «Ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны». Дошкольники острее воспринимают поступки героев книги, чем мотивы их действий. В то же время, как показало исследование Л.М. Гуровича, дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию мотивов поведения персонажа, описывает ситуации, в которых он действует, а также от того, направил ли педагог внимание детей на чувства, мысли и переживания героя.
Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем. «Детское чтение» подразделяется на опосредованное, самостоятельное, чтение – сотворчество.
При опосредованном чтении ведущая роль принадлежит чтецу, т. е взрослому (родителю или воспитателю), ребенок выступает в роли слушателя. Это дает взрослому следующие возможности:
- контролировать процесс чтения (соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным)
- ярко и выразительно подавать материал
- следить за реакцией слушателя
Чтение вслух – задача не из легких. Текст требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, создавать голосом образы героев произведения. Часто просьба ребенка «что – нибудь почитать» воспринимается как назойливая и скучная обязанность. Чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только малышей, но и взрослого.
Надо, однако, иметь в виду, что при опосредованном чтении возникают некоторые трудности.
- Если слушателей более двух встает проблема выбора произведения. Кому то необходимо идти на компромисс. Взрослый может предложить для чтения свой вариант произведения, заинтриговать детей.
- Взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Чтение – общение, разговор (причем напоминать об этом необходимо только взрослым, ребенок уже готов к нему).
Обычно 3 – летний ребенок может уже начать сказку и не в состоянии ее продолжить. Следует помочь вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.
В маленьких рассказах, которые пытаются пересказать дети, некоторые из них повторяют отдельные слова, другие – целые предложения. В этом возрасте дети могут отвечать хором, могут – индивидуально. Сначала они отвечают только на вопросы по знакомому тексту, потом возможен пересказ небольших отрывков.
Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, с нее он «снимает» образцы для своих высказываний. Поэтому на первых порах малыш повторяет рассказ с небольшим сюжетом, подражая вам слово в слово.
Дети способны поделиться всем увиденным и пережитым, отвечая на вопросы, или рассказать любимому герою (Чебурашка, гном, кукла и тд). Вопросы детей говорят об их продвинутости в диалоге, ведущим к связной речи.
У детей 4 лет речь становиться более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказывания ребенок 4 лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.
Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2 – 4 предложений, позже – к небольшим рассказам.
Чтение как творчество – этот не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением. В нем на равных участвуют и взрослый и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть не надолго) и отчасти с ролью литературного критика (например, учится отличать положительные и отрицательные качества героев).
Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенок чаще выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развития речи творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.
Вначале можно предложить ребенку найти знакомые буквы в названии произведения, в подписях к иллюстрациям или названиях глав, а затем прочесть их.
Можно в начале чтения предложить малышу продолжить или закончить рассказ. Рекомендуем игру «Договорки», когда строку надо закончить словом, подходящим по смыслу. Например: Летом всем бывает жарко, когда светит солнце… (ярко). Или: В малине понимает толк, хозяин леса, страшный… (медведь). В этом случае следует быть особо внимательным, потому, что подходящее по смыслу слово не рифмуется.
Такое развлечение увеличивает словарный запас, развивает чувство языка, дети учатся слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.
Возможен и такой вариант работы: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в кропотливый и довольно сложный для детей процесс слушания вводится элемент игры, он становится более интересным.
Следующим этапом может стать «чтение по ролям». Для этого подходят небольшие рассказы, а также басни. При таком «чтении» дошкольник следит за смыслом, за словами, учится говорить выразительно.
Дети 5 лет хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Таким образом обогащается тематика связанной речи. При этом дети могут использовать синонимические выражения, т.е. говорить точно по содержанию, но другими словами. Кроме того, пересказ может включать и коллективные формы общения детей между собой. Совместные рассказы всегда интереснее детям, но нужно уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит.
Дети могут пересказать прочитанное им произведение. Маленькие рассказы обычно рассказываются целиком, большие — по частям, заранее продуманным взрослым.
Как разновидности детского рассказывания используются в старшем дошкольном возрасте рассказы по картинке, об игрушке и из личного опыта. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, и сложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, т.е. выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. При этом возможны коллективные формы работы, которые способствуют критическому значению к речи сверстников и своей, умению оценивать содержание и форму рассказов
Наиболее сложный вид чтения – самостоятельное чтение. Важно, чтобы неизбежные неудачи не ослабили интерес к этому занятию.
При самостоятельном чтении также возникает ряд проблем. Во – первых стремление ребенка. получить из книги интересующую его информацию натыкается на, с одной стороны, на помехи в виде собственной слабой техники чтения, с другой – на необходимость одновременно вникать в смысл читаемого текста. Во – вторых, чтение взрослого, как правило, выразительно, эмоционально, что делает содержание более захватывающим и резко контрастирует с маловыразительным чтением по слогам самого ребенка. В – третьих, в тексте могут встретиться незнакомые слова. Это потребует помощи взрослого.
У детей 6 – 7 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются вопросительными и восклицательными интонациями, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они уже способны построить краткие высказывания. Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельном пересказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи.
В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроение картины, сравнить разные картины.
Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (цвет, форма, размер, величина) и функциональных назначений. В своих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже в состоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек.
Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно.
Кроме того, дети 6 лет используют различные варианты творческих рассказов: придумывают продолжение, завершение рассказа, составляют рассказ или сказку по плану воспитателя, по теме, которую могут выбрать сами. У них уже достаточно развит интерес к самостоятельному творчеству; они могут сочинять рассказы, истории, стихи.
Говоря о чтении, как о творчестве, отметим, что все виды чтения интересны и хороши по – своему. Каждый вид обладает уникальными возможностями воспитания ребенка как личности, помогает сделать процесс общения с ребенком более продуктивным.
Советы родителям, относящиеся к домашнему чтению, можно распределить по таким рубрикам: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывают сказки», «О чем и как беседовать с детьми после прочтения книги», «Личная библиотека вашего малыша» и др.
В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути.
|