Автор: Сапожникова Ирина Викторовна
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Ребенок уже с первых дней жизни старается овладеть наиважнейшей способностью человечества — речью. Дело в том, что этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Обучение пониманию первых слов проводится во время игры детей со взрослыми.
Ничто так не привлекает внимание ребенка, как игрушка. Играя, по-разному используя игрушки, он знакомится с их свойствами, рассматривает, производит разнообразные действия: размахивает, стучит, вкладывает одну в другую, ставит одну на другую, катит и т. п. Если взрослый при этом будет умело называть и игрушки, и действия, производимые ребенком, то у него сравнительно быстро образуется условная связь между этими звуками и соответствующими зрительными и двигательными раздражениями; слово приобретает для него сигнальное значение.
Через некоторое время, после многих показов и одновременного называния, после того как ребенок несколько раз услышит название этого предмета или действия, в то самое время, когда он сам его проделывает, он свяжет слово с этим действием и при названии действия будет его воспроизводить. Обучая, пониманию слов, обозначающих действия ( «покажи», «постучи», «брось», «сделай ладушки» и др.), следует называть их в тот момент, когда эти действия производятся ребенком или взрослым. Называя нужное слово, можно взять ручку ребенка и выполнить ею соответствующее действие.
Однако этим приемом пользоваться надо умеренно и осторожно: не следует применять его тогда, когда ребенок может сам произвести знакомое действие по примеру взрослого. Когда ребенок показывает названный предмет или подает его по просьбе взрослого, он не ограничивается поворотом головы или взглядом, устремленным на него, а проделывает целый ряд движений: разыскивает предмет среди нескольких других, протягивает к нему руку, берет его, ощупывает, т. е. в восприятии ребенка участвуют разные физиологические механизмы, и условная реакция на этот предмет (в данном случае понимание слова) будет более стойкой.
В результате того, что ребенок активно действует, он больше заинтересован. Обучение превращается в интересную, но познавательную игру, через которую ребенок познает окружающий его мир. С развитием речи развивается и память детей. Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, воспоминание вызывается не только при повторении обстановки, но и словесным напоминанием. Если ребенок уже заговорил, то мы можем упражнять его в речи, побуждать к высказыванию, вызывая его в речи, побуждать ребенка к высказыванию, вызывая у него воспоминания о том, что он видел, например, на прогулке или во время занятия. Чтобы то ценное, что ребенок увидел, усвоил, не забывалось, мы должны напоминать ему об этом, но не обязательно снова это показывать, надо, чтобы он привыкал понимать речь, не подкрепленную показом. Постепенно надо учить понимать рассказ взрослого без иллюстраций и подкрепления показом.
Сначала надо рассказывать ребенку, что находится в его окружении, и только потом усложнять. Постепенно, с расширением круга представлений детей и развитием их речи, все большее значение приобретает смысл рассказываемого. Дети воссоздают его в своем воображении, и все меньше нуждаются в одновременном показе того, о чем рассказывается. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие речи у младших дошкольников — это сложный, непрерывный процесс, который не может происходить сам собой, только благодаря природным возможностям организма, то есть нормальному созреванию высшей нервной деятельности, что является необходимым условием полноценного развития ребенка. Но как ранее было отмечено, что без дополнительного воздействия со стороны взрослых ребенок не может получить полноценного развития, несмотря на природные задатки. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия будут созданы ему взрослыми. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе лишь условно.
Но одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи. Речевая деятельность не может быть без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; - гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; - комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Ещё Н. К. Крупская придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них — труд, игра для них — учеба, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечала, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. В системе непрерывного воспитания и обучения детей второй группы раннего дошкольного возраста одно из главных мест занимает игра — это основной вид деятельности дошкольного периода, который благоприятно воздействует на психическое и личностное развитие младшего дошкольника. Наиболее оптимальной формой обучения для ребенка дошкольного возраста является дидактическая игра.
Именно в игре ребенок формирует такие умения, как:
- различение формы предмета (круг, овал, квадрат, треугольник и т. д.);
- величины (большой или маленький); цвета предмета (красный, синий, желтый, синий, зеленый и т. д.);
- свойство предмета (твердый или мягкий, пушистый или гладкий).
Играя с различными предметами, ребенок изучает его и овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Поэтому дидактические игры можно условно классифицировать: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. Классификация дидактических игр Именно в игре ребенок формирует такие умения, как: различение формы предмета (круг, овал, квадрат, треугольник и т. д.); величины (большой или маленький); цвета предмета (красный, синий, желтый, синий, зеленый и т. д.); свойство предмета (твердый или мягкий, пушистый или гладкий). Играя с различными предметами, ребенок изучает его и овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей.
Такие игры как:
- «Умные машины»;
- «Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм?»;
- «Молочная ферма»;
- «Кому что нужно для работы»;
- «Кто построил этот дом?»;
- «От зернышка до булочки»
Эти игры не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание перевоплотиться в строителей, доярок, пекарей, артистов и т. д. также эти игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление знаний об окружающей жизни. Но для того чтобы эти игры действительно увлекали детей, взрослым необходимо стать частью, то есть непосредственным участником этой игры. Тем самым, взрослый своими действиями устанавливает психолого-педагогические контакт с детьми, вовлекая их в совместную деятельность, что является важным моментом на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.
Взрослый в таких играх является участником и организатором, а это очень значимая отличительная особенность дидактической игры. Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного возраста, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить предложение, изменить слово, составить рассказ). Таким образом, дидактические игры являются наиболее эффективным средством для полноценного развития ребенка младшего дошкольного возраста. Благодаря, различным дидактическим играм у детей развивается речь: обогащается и активизируется словарный запас, формируется звукопроизношение, совершенствуется связная речь, ребенок старается выражать свои мысли с помощью речи.
|