Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры

Рассказова Е.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка»

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Для детей дошкольного возраста игра имеет огромное значение: игра – это учеба, игра — это труд, игра – это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника. С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

 

Как «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать образовательный процесс занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В связи с этим одна из главных задач педагога – создание условий для привлечения внимания детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях детей не интересуют и на которых сосредоточить внимание ребенка не удается. Дать возможность ребенку решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для него. В ходе дидактической игры гораздо проще индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Я поставила перед собой цель – разработать систему дидактических игр по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Задачи работы:

  • формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей
  • формировать умение детей использовать сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение
  • помочь детям в освоении экспериментально- исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование)
  • развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
  • воспитывать активность и инициативность детей.

Мы изготовили математический куб. Он сделан из пластиковых панелей, легкий по весу, его может передвинуть любой ребенок, яркий и привлекательный. Каждая грань куба представляет собой игровое поле. Пять граней соответствуют пяти различным играм, каждая из которых несет определенное задание:

  • «На какой цветок сядет бабочка?» — закрепление умения дифференцировать по цвету.
  • «Посади бабку коровку на цветок», «Посади морковку на грядку» — закрепление знания цифр, умения находить аналогичную.
  • «Положи на полочку геометрические фигуры» — закрепление умения выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами
  • «Веселая карусель» — закрепление знания цифр, умения соотносить цифру и количество.

Еще одна наша разработка — планшет «Заниматика». Он представляет собой пластиковую папку с креплением и карманом с внутренней стороны обложки. В этом кармане располагаются конверты с дидактическим материалом. В наборе представлены несколько игровых полей из фоамирана с различной разметкой. Это мягкий, не скользящий материал помогает детям продолжить ряд из геометрических фигур, не позволяя фигурам скатываться.

Игровое поле является мобильным и привлекательным пространством для детей, оно определяет пространство дидактической игры, дисциплинирует.

В комплект входят дидактические игры:

  1. «Продолжи ряд» — развитие умения видеть образец, различать геометрические фигуры; воспитание умения самостоятельно выполнять задания.
  2. «Угости Мишку конфетой» — закрепление умение считать в пределах 5, формирование представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
  3. «Кого (чего) не хватает?» — развитие зрительного внимания, восприятия, умения концентрировать и распределять внимание, мышления

Очень нравится нашим воспитанникам играть с бизибордом «Веселый счет с Лунтиком». Выполнен из пластиковых панелей, на каждой из четырех его частей располагается сюжетная дидактическая игра.

  1. «Где что находится? Помоги Лунтику разложить игрушки» — закрепление умения определять пространственные направления и обозначать их словами: слева-справа, спереди- сзади, вверху- внизу. Задания для детей: «Размести красный шарик слева, а синий справа», «Положи на вторую полку шкафа 2 мячика и 1 елочку» и др.
  2. «Прогулка по городу» — закрепление порядкового значения числа, умения соотносить количество и цифру. Персонаж передвигается, содержит металлический элемент, а около каждого домика прикреплен магнит. Ребенку предлагаются такие задания, как: «Размести Лунтика около четвертого домика (второго и т.д.)», «Помоги повесить на домики таблички с номером».
  3. Здесь прикреплены стаканчики для сортировки по цвету, можно прикрепить к ним цифры и разложить пуговицы по количеству. Мы предлагаем такие задания:
  • «Разложи пуговицы бабы Капы» — развитие умения сортировать предметы по заданному признаку (цвету, количеству).
  • «Сосчитай пуговицы».
  • «Помоги пришить пуговицы к жилетке» — закрепление представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

4. Игра «Сосчитай друзей Лунтика». Цель ее — упражнять в соотнесении числа с элементом множества, при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей внимания, памяти, и дальнейшее использовании их в работе даст положительный результат в общем развитии дошкольников.

Просмотров: 717
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Тюнина Валентина Анатольевна. Дидактические игры на закрепление навыка дифференциации звуков С-Ш
  • Кизейкова Тамара Владимировна. Дополнительная программа курса «От умения к творчеству» (Тестопластика и пластилинография) для детей 4-5 лет
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Алексеева Ирина Юрьевна. Театрализованное представление «Непослушный котёнок» (закрепление знаний о правилах дорожного движения) для детей среднего дошкольного возраста
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Никульникова Оксана Викторовна. Кроссенсы на закрепление содержания сказок для детей 6-7 лет
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Полякова Виктория Владимировна. Конспект занятия по математике «Поможем Тетушке Зине» закрепление счета в пределах 3
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скажи наоборот»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Узнай меня»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь