Рассказова Е.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка»
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Для детей дошкольного возраста игра имеет огромное значение: игра – это учеба, игра — это труд, игра – это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника. С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Как «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать образовательный процесс занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В связи с этим одна из главных задач педагога – создание условий для привлечения внимания детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях детей не интересуют и на которых сосредоточить внимание ребенка не удается. Дать возможность ребенку решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для него. В ходе дидактической игры гораздо проще индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.
Я поставила перед собой цель – разработать систему дидактических игр по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи работы:
- формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей
- формировать умение детей использовать сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение
- помочь детям в освоении экспериментально- исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование)
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
- воспитывать активность и инициативность детей.
Мы изготовили математический куб. Он сделан из пластиковых панелей, легкий по весу, его может передвинуть любой ребенок, яркий и привлекательный. Каждая грань куба представляет собой игровое поле. Пять граней соответствуют пяти различным играм, каждая из которых несет определенное задание:
- «На какой цветок сядет бабочка?» — закрепление умения дифференцировать по цвету.
- «Посади бабку коровку на цветок», «Посади морковку на грядку» — закрепление знания цифр, умения находить аналогичную.
- «Положи на полочку геометрические фигуры» — закрепление умения выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами
- «Веселая карусель» — закрепление знания цифр, умения соотносить цифру и количество.
Еще одна наша разработка — планшет «Заниматика». Он представляет собой пластиковую папку с креплением и карманом с внутренней стороны обложки. В этом кармане располагаются конверты с дидактическим материалом. В наборе представлены несколько игровых полей из фоамирана с различной разметкой. Это мягкий, не скользящий материал помогает детям продолжить ряд из геометрических фигур, не позволяя фигурам скатываться.
Игровое поле является мобильным и привлекательным пространством для детей, оно определяет пространство дидактической игры, дисциплинирует.
В комплект входят дидактические игры:
- «Продолжи ряд» — развитие умения видеть образец, различать геометрические фигуры; воспитание умения самостоятельно выполнять задания.
- «Угости Мишку конфетой» — закрепление умение считать в пределах 5, формирование представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
- «Кого (чего) не хватает?» — развитие зрительного внимания, восприятия, умения концентрировать и распределять внимание, мышления
Очень нравится нашим воспитанникам играть с бизибордом «Веселый счет с Лунтиком». Выполнен из пластиковых панелей, на каждой из четырех его частей располагается сюжетная дидактическая игра.
- «Где что находится? Помоги Лунтику разложить игрушки» — закрепление умения определять пространственные направления и обозначать их словами: слева-справа, спереди- сзади, вверху- внизу. Задания для детей: «Размести красный шарик слева, а синий справа», «Положи на вторую полку шкафа 2 мячика и 1 елочку» и др.
- «Прогулка по городу» — закрепление порядкового значения числа, умения соотносить количество и цифру. Персонаж передвигается, содержит металлический элемент, а около каждого домика прикреплен магнит. Ребенку предлагаются такие задания, как: «Размести Лунтика около четвертого домика (второго и т.д.)», «Помоги повесить на домики таблички с номером».
- Здесь прикреплены стаканчики для сортировки по цвету, можно прикрепить к ним цифры и разложить пуговицы по количеству. Мы предлагаем такие задания:
- «Разложи пуговицы бабы Капы» — развитие умения сортировать предметы по заданному признаку (цвету, количеству).
- «Сосчитай пуговицы».
- «Помоги пришить пуговицы к жилетке» — закрепление представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).
4. Игра «Сосчитай друзей Лунтика». Цель ее — упражнять в соотнесении числа с элементом множества, при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей внимания, памяти, и дальнейшее использовании их в работе даст положительный результат в общем развитии дошкольников.
|