Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 178» города Магнитогорска
Составил педагог высшей квалификационной категории: Никульникова О.В.
Разгадывая кроссенс, необходимо сопоставлять картинки, установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9,
9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом.
Скачать конспект
Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе.
Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.
Алгоритм составления кроссенса:
- определить тематику, общую идею;
- поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
- выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
- найти связь между элементами, определить последовательность;
- сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);
- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Данный метод можно использовать в начале урока, для определения темы урока.
Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.
Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно.
Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
|