Старший воспитатель «Детский сад № 41 «Радуга» Бонко Лариса Петровна.
Однажды Учитель спросил учеников:
- На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду.
Сколько лягушек осталось на бревне?
- Три … — неуверенно ответил один из них.
- Конечно же, три, — улыбнулся Учитель.
- Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.
Никогда не путайте действие с принятием решения.
Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.
Откуда берутся творческие, одаренные личности, которые делают невероятные открытия и двигают технический прогресс? Конечно же, все они родом из детства. Им очень повезло, что в период их формирования, с ними были одаренные педагоги, которые научили их свободно мыслить.
Как же научить ребенка быть активным, инициативным, любознательным, и неординарно мыслящим? Как научить быть решительным, не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца?
И здесь нам поможет метод проектной деятельности.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи и его ученик Килпатрик Уильям Херд. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Современные дети совсем другие, чем были пять, а тем более десять лет назад. Соответственно и подходы к организации образовательного процесса в детском саду, должны меняться исходя из социокультурной среды, запросов родителей, интересов, способностей, потребностей самих дошкольников. Опираясь на исследования современных ученых, учитывая свой личный опыт работы, я сделала вывод, что метод проектной деятельности отвечает целевым ориентирам, установленным Федеральным государственным образовательным стандартом в части развития самостоятельности, любознательности, активности дошкольников
В качестве примера можно привести краткосрочный экологический проект «Кто ты, маленькое семечко?». На утреннем круге дети затронули тему посадки рассады. Тема для сельских семей актуальная, поскольку и нам в детском саду предстояла посадка семян, я решила, что проект о семенах будет прекрасной мотивацией для закрепления у детей знаний о растениях. сесе
Проект для детей 6-7 лет, краткосрочный.
Цель проекта: развивать самостоятельность старших детей, умение принимать решение, вызвать у детей желание научиться отличать семена огородных культур, цветов друг от друга и запоминать их название.
Предварительная работа. Специально созданная ситуация. Рассказать детям о том, что скоро будем сеять семена овощей и цветов для рассады. Предложить детям коробку с семенами, в которой семена находятся в беспорядке, часть семян смешаны друг с другом, часть находятся в пакетиках без надписей и картинок.
Этапы выявления и постановки проблемы
Воспитатель выражает обеспокоенность, ведь ему предстоит потратить немало времени для того чтобы привести семена в порядок (побуждает детей прийти ему на помощь, самостоятельно распределить и обозначить семенной материал).
Этапы планирования
После того как дети приняли поставленную воспитателем задачу и выразили готовность участвовать, необходимо провести общее обсуждение во время, которого воспитатель создает условия для комфортного диалога. В ходе обсуждения необходимо будет задавать детям вопросы, которые помогут им спланировать деятельность (как мы будем узнавать названия растения? Как будем обозначать название? Кто за что будет отвечать? Сколько мы потратим на это время?). Если на этапе планирования дети приняли ошибочное решение, взрослый не должен говорить что они допускают ошибку. Важно, чтобы дети самостоятельно делали предположения, планировали, распределяли действия между собой, обозначали сроки. Взрослый может, при необходимости, инициировать обсуждение информационных ресурсов для решения проблемы (дети могут прибегнуть к помощи энциклопедий, родителей, сотрудников детского сада). План может быть выполнен в виде схемы, моделей.
На завершающем этапе планирования дети должны четко представлять какой продукт должен у них получиться для того чтобы проект был завершен (будем делать альбом, конверты и т.п.). Обсуждается, как будет представлен продукт проекта, для какой аудитории (дети др. группы, родители, сотрудники детского сада…).
Риски
На этапе реализации из-за несовершенного плана у детей могут возникнуть проблемы, из-за чего может потеряться интерес к проекту, здесь роль воспитателя поддержать детей, помочь поверить в себя, и побудить найти другой путь, изменить план.
Этап осуществления проекта
В режиме дня дети выбирают время на работу над проектом. Воспитатель создает условия для самостоятельной деятельности детей. Обеспечивает включенность в проектную деятельность каждого ребенка, подчеркивает важность проводимой работы. Рассказывает о следующем этапе, посадке семян для рассады, подчеркивая, что без сортировки семян, это будет сделать очень сложно.
Этап завершения проекта
После того как дети объявили о том, что проект завершен проводится его презентация, где дети рассказывают о ходе проекта. Воспитатель должен подчеркнуть важность выполненной работы, продемонстрировать практичность полученного продукта
Рекомендации для эффективной работы над проектом.
- После того как дети приняли поставленную воспитателем задачу и выразили готовность участвовать, необходимо провести общее обсуждение во время, которого воспитатель создает условия для комфортного диалога. В ходе обсуждения необходимо будет задавать детям вопросы, которые помогут им спланировать деятельность (, кто будет делать? Как будем делать? Кто за что будет отвечать? Сколько мы потратим на это время?). Если на этапе планирования дети приняли ошибочное решение, взрослый не должен говорить что они допускают ошибку. Важно, чтобы дети самостоятельно делали предположения, планировали, распределяли действия между собой, обозначали сроки. Взрослый может, при необходимости, инициировать обсуждение информационных ресурсов для решения проблемы (дети могут прибегнуть к помощи энциклопедий, родителей, сотрудников детского сада).
- Дети должны четко представлять какой продукт должен у них получиться для того чтобы проект был завершен (что будем делать мультфильм, альбом, конверты и т.п.). Обсуждается, как будет представлен продукт проекта, для какой аудитории (дети др. группы, родители, сотрудники детского сада…).
- На этапе реализации из-за несовершенного плана у детей могут возникнуть проблемы, из-за чего может потеряться интерес к проекту, здесь роль воспитателя поддержать детей, помочь поверить в себя, и побудить найти другой путь, изменить план.
- В режиме дня дети выбирают время на работу над проектом. Воспитатель создает условия для самостоятельной деятельности детей. Обеспечивает включенность в проектную деятельность каждого ребенка, подчеркивает важность проводимой работы.
- После того как дети объявили о том, что проект завершен проводится его презентация, где дети рассказывают о ходе проекта. Воспитатель должен подчеркнуть важность выполненной работы, продемонстрировать практическую значимость полученного продукта.
Список использованной литературы:
- «Экологическое окно в детском саду» Корнилова В.М. Москва Творческий центр, 2008 год.
- «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Одинцова Л.И. Москва Творческий центр, 2012 год.
- «Экологическое воспитание дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой, Москва, 2010 год
- «Экологическое воспитание в детском саду» Соломенникова О.А. Мозаика — Синтез, Москва 2006 год.
- Веракса Н. Е. Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников- М: Мозаика – Синтез 2012 г.
|