Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. «Сказка, как метод творческого взаимодействия педагога с детьми по развитию речи»

«Сказка, как метод творческого взаимодействия педагога с детьми по развитию речи»

  • Дидур С.А., воспитатель
  • Короткова Л.В., воспитатель

ГБОУ Школа №2051 г. Москва

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Но для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри.

 

Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно – следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В большинстве своем он знакомится с ней традиционными методами — знакомство с содержанием сказки, рассказыванием, драматизацией, инсценировкой и т.д., но можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно – это значит научить ребенка оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. В итоге применения сказки как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Многообразие методов, игровых ситуаций и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие: Играем со сказкой: Д.Родари из цикла «Сказки у которых три конца, «Из какой я сказки», «Исправь ошибку», «Кто лишний?», «Будь внимательным», «Не зевай – по порядку называй». Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок.

Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых данные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка или в лифте многоэтажного дома). Метод «Коллаж из сказок». Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Метод «Сказка от считалки». Считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от ее содержания. К примеру

считалка: Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. Начало сказки: Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…

Метод «Перевирание сказки» или «Знакомая сказка по-новому». Герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитатель: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые трудолюбивые девочки. Как вернуть прежнюю Золушку и оставить добрыми сестер? Или Красная Шапочка злая, а волк – добрый и т.д. Или педагог рассказывает: «Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка». Дети спешат поправить (Да, я забыла – Красная). «Отправилась девочка в гости к тете». Дети принимают игру. Важно во время рассказа удивиться своей «забывчивости» с помощью тона, мимики, жестов, восхититься хорошей памяти детей и предложить рассказать знакомую сказку на новый юмористический лад. Метод «Сказка от загадки». Например: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей». Загадки по сказкам:

  1. Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала ( «Принцесса»).
  2. Он любил петь и из-за этого поплатился жизнью ( «Колобок»).
  3. Она вошла в чужой дом и что-то испортила. Семья животных пострадала из-за того, что кто-то не закрыл дверь ( «Три медведя»). Метод «Сказка от фразеологизмов». Стойкие слова и словосочетания, поговорки, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов.

С одной стороны, использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой – стимулирует словесное творчество. Педагог знакомит детей с поговоркой (словосочетанием), помогает понять ее, а потом начинают вместе сочинять. Фразеологизм. Крокодиловы слезы.

Начало сказки. Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело… Или фразеологизм. Лакомый кусочек.

Начало сказки. Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри… Метод «Сказка от задачки». В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.

Задачка. Купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало. (а дно — одно – игра слов). Сколько яиц осталось? Начало сказки. Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось… Метод «Сказки от стишков». Существует множество коротких стишков, где как бы просится продолжение. Так почему бы не сделать его сказочным? Метод «Сказки от фантастических явлений». Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья-мальчика. Или представь, что: — из крана на кухне полился мандариновый сок, — из тучи вместо дождя стал падать изюм, — мама с папой купили ковер, а он оказался волшебным. Метод «Сказка продолжается». Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили? Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках». Воспитатель вместе с детьми договаривается, что можно изменить в знакомой сказке. Золушка, убегая от принца, потеряла не башмачок, а что-то другое. Что потеряла она и как принц нашел ее по этому предмету, вещице? Метод «Бином фантазии». Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Метод «Сериал в сказке». Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий. «Золушка». 1 серия – традиционная сказка, 2 серия – Золушка становится великаном, 3 серия – Золушка – невидимка, 4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.

Метод «Сказки о любимых игрушках». Метод «Сказки от превращений». К примеру: я превращаюсь в кота. Начало сказки. Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…

Метод «Сказки от одного слова». Метод «Сказки по картинкам, рисункам». Метод «Сказки с новым концом». «Три медведя». Новый конец – Маша подружилась с медведями. Метод «Сказка с середины». Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину. Метод «Сказки про самого себя». Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими.

Таким образом использование различных методов, игровых ситуаций и приемов работы со сказкой, развивает не только творчество детей, но и профессиональное творчество педагогов: способность к гибкому, вариативному использованию методов, умение включить в разные виды деятельности дошкольников. А итогом нашей работы является положительная динамика речевого развития детей дошкольного возраста в развитии образной, монологической и диалогической связной речи, совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова, умение пересказывать близко к тексту.

Литература:

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464с.
  2. Л.В. Филлипова, Сказка как источник творчества детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -288с.
  3. Н.В. Нищева. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 24с. +48с. Цв. ил.
  4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд. испр. — М.: ТЦ Сфера, 2017. -208с.
Просмотров: 321
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Муратшина Танзиля Тимергазиевна. «Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Коваленко Анна Олеговна. «Игра-сказка как метод формирования мировосприятия и позитивного отношения к миру»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. Статья 'Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизноительной стороны речи'
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ольга Витальевна Лушникова. Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке
  • Портнова Ольга Ивановна Жарова Жанна Юрьевна. Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития
  • Шахбанова Нурият Рабадановна. Гимнастика как метод закаливания в младшей группе детского сада
  • Вер Ник. Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Асоскова Мария Александровна. Игра как метод обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь