Игру-сказку как метод обучения и воспитания детей, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игры-сказки находят в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях [3].
В играх-сказках происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности [7]. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволяет преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности [1]. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Бывает в практике и так: воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими. Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация. Во-вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре.
Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности [2]. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей [3]. Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека — взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку. Это доля его душевного комфорта, что, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
По мере взросления детей меняется организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности [5]. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей [6].
И так, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей. Развитие ребёнка в игре происходит за счёт разнообразной направленности её содержания.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
Своевременное и правильное применение игр-сказок в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных программой воспитания и обучении в детских дошкольных учреждениях в наиболее приемлемой для детей форме. Игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта [4].
Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно-эстетической позиции среди сверстников и взрослых.
Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, более тесному знакомству с окружающим миром, формирования у них позитивного отношения к действительности. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Поэтому изучение темы «Формирование мировосприятия и позитивное отношение к миру у дошкольников в процессе игр-сказок» по-прежнему актуально.
Задачи всестороннего воспитания в игре, а тем более в игре-сказке, успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Развитие ребёнка с помощью игр-сказок является фундаментом для формирования многих сторон детской личности.
Подлинная цель игр-сказок – приобретение осмысленного опыта мировосприятия. Для ребенка участие в играх-сказках является целенаправленным мировосприятием, вызывающим и воспитывающим позитивное отношение к миру. В данной работе изучены теоретические источники информации, позволяющие изучить методику воспитания и обучения в детском саду и использование различных видов игр, в том числе и игр-сказок, для знакомства малышей с окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
- Запорожец А.В. Венгер Л.А. Формирование восприятия у дошкольника. — М.: Педагогика, 1989. – 249 с.
- Игры // Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. – М. – 1984. – С. 55 – 84.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 145 с.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Педагогика, 1992. – 387 с.
- Проскура Е.В., Шибицкая Л.А. Игра и познание окружающего мира //Проскура Е.В., Шибицкая Л.А. Как учить самых маленьких. – К. – 1987. – С. 47-51.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 437 с.
|