Методическая разработка воспитателя младшей группы МБДОУ № 136 г. Мурманска Нечухриной Ирины Сергеевны
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры, природоохраного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство- начальный этап формирования личности. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний детей, норм и правил взаимодействия с природой.
В младшем возрасте ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача воспитателя- заинтересовать ребенка, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.
Знакомство с окружающим миром начинаю с наблюдений. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали его, затем поясняю, рассказываю, помогаю понять увиденное.
Для развития логики мышления, самовыражения у детей, нахожу разнообразные варианты образовательных задач. Занятия провожу по подгруппам с использованием наглядного материала. Занимательную деятельность начинаю с игровой мотивации. Для расширения и углубления знаний детей по теме составила картотеку дидактических игр «Времена года», «Дикие и домашние животные» «Садовые деревья», «Ядовитые растения и грибы». Провожу занятия с использованием экологических задач.
Но надо заметить, что детей легче заинтересовать не готовыми занятиями, а играми, загадками, проблемными ситуациями. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываетм их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и открывать новое можно по- разному. Можно призвать на помощь взрослого, можно пофантазировать и придумать, как это могло бы быть, можно гадать- так это бывает в природе или нет?
В результате работы над данной темой я обратила внимание на прием выявления и разрешения экологических противоречий. Суть его заключается в том, что выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Ребенку предоставляется возможность выяснить с помощью взрослого не только факт возникновения данной ситуации, но и найти причину ее возникновения.. Основная формулировка противоречий звучит не сложно- даже дети младшего возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то другой) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Решить противоречие- значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи.
Есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и смостоятельно используют.
Эклогическое воспитание должно содержать не только информационный материал. Но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно- зрительные игровые образы. Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить, хорошо или плохо если у ежа есть колючие иголки. В процессе беседы с детьми выяснили, что для ежа -это хорошо, так как ему удобно носить грибы и ягоды на иголках, а так же зашищаться от врагов (лисы, волка, медведя) А ребятам, которые хотят погладить ежа, не очень хорошо- уколишься. Или, разгадывая загадку «Летом серенький, зимой- беленький» я, не только сообщала детям, что шубка зайчика становится белой, а акцентировала внимание детей на причине, по которой это происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред дети смогли определить сами.
В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно-оченочного опыта поведения в природе мы вкладывает определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждает последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников. Ведь сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети в ней отражают различные стороны жизни, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра -есть средство познания ребенком действительности.
Остановлюсь на некоторых играх, известных многим педагогам, которые применяются мною в работе с детьми над данной темой.
Игры на развитие чувственного восприятия: «На что похоже?» (ассоциация по цвету, форме, размеру) «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?», «Узнай по описанию» (по контуру (животные) овощи или фрукты) В данной деятельности использую схемы, модели, символические рисунки, сюрпризные моменты, игру «Чудесный мешочек»
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира:
«Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Дерево во все времена года» «Кто медведя весной разбудил?» и другие. Использую картинки, альбомы, плакаты.
Игры по формированию основ экологического смосознания:
«Что будет, если...?», «Хорошо- плохо», «Один-много», «Откуда пришел пожар?», «Если бы я стал цветочком, бабочкой, зайчиком?» (дети рассуждают, как бы они вели себя, какие эмоции ощущали, чего бы боялись и чему бы радовались, где бы жили и т. д.)
Игры на развитие навыка, анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска: «Части — целое», «Да-нет», Летает- не летает», «Собери животным корм на зиму» (в этой игре дети должны не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собрать)
Для поддержания интереса и вызова эмоционально-положительного отклика у детей использую так же загадки, потешки, небольшие стихи, физминутки и пальчиковые игры.
Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с миром природы, важным условием ее эффективности считаю взаимосвязь с родителями. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животным миром — это и кошки, и собаки, и рыбки и т.д. Поэтому таким родителям мною даются рекомендации по использованию художественной литературы природоведческого содержания, по организации взрослыми совместных наблюдений, игр на прогулке или по дороге домой из детского сада, по содержанию животных в домашних условиях и привлечению ребенка к работе по уходу за домашними любимцами.
Кроме того, родители не должны забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы о животном и растительном мире, подавать собственный положительный пример. В целях педагогического просвещения родительский уголок обогатился консультациями на тему: «Значение домашних животных в нравственном воспитании ребенка», «Правила поведения с животными», «Наши любимцы», «Летний отдых», «Ядовитые растения, грибы и ягоды», «Птицы- наши друзья». Была создана папка — передвижка «Лекарственные растения», организована выставка к ниг природоведческого содержания, так же выставка книг о природе родного северного края, жизни животных и растений на Кольском полуострове. Организация выставки поделок из природного материала «Осенние фантазии».
В группе создан «Уголок живой природы», где содержатся растения, за которыми дети приучены ухаживать: поливать, рыхлить землю, собирать сужие листики.
Для развития гуманистических черт личности ребенка, способности сопереживать, бережно относиться к природе провела природоохранные акции: «Накорми птиц зимой». «Посади дерево». Провела ресурсосберегающую акцию «Волшебная капля».
Таким образом, можно сделать вывод, что начиная формирование экологических знаний у детей с младшего дошкольного возраста, мы способствуем активизации словаря, развитию психических процессов, таких как: память, воображение, мышление, внимание, повышающих в будущем уровень экологической культуры, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Экологические знания влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу, воспитывают гуманистические отношения к окружающей среде, формируют экологические представления у младших дошкольников.
|