Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»

«Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»

Методическая разработка воспитателя младшей группы МБДОУ № 136 г. Мурманска Нечухриной Ирины Сергеевны

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры, природоохраного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство- начальный этап формирования личности. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний детей, норм и правил взаимодействия с природой.

 

В младшем возрасте ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача воспитателя- заинтересовать ребенка, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Знакомство с окружающим миром начинаю с наблюдений. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали его, затем поясняю, рассказываю, помогаю понять увиденное.

Для развития логики мышления, самовыражения у детей, нахожу разнообразные варианты образовательных задач. Занятия провожу по подгруппам с использованием наглядного материала. Занимательную деятельность начинаю с игровой мотивации. Для расширения и углубления знаний детей по теме составила картотеку дидактических игр «Времена года», «Дикие и домашние животные» «Садовые деревья», «Ядовитые растения и грибы». Провожу занятия с использованием экологических задач.

Но надо заметить, что детей легче заинтересовать не готовыми занятиями, а играми, загадками, проблемными ситуациями. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываетм их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и открывать новое можно по- разному. Можно призвать на помощь взрослого, можно пофантазировать и придумать, как это могло бы быть, можно гадать- так это бывает в природе или нет?

В результате работы над данной темой я обратила внимание на прием выявления и разрешения экологических противоречий. Суть его заключается в том, что выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Ребенку предоставляется возможность выяснить с помощью взрослого не только факт возникновения данной ситуации, но и найти причину ее возникновения.. Основная формулировка противоречий звучит не сложно- даже дети младшего возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то другой) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Решить противоречие- значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи.

Есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и смостоятельно используют.

Эклогическое воспитание должно содержать не только информационный материал. Но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно- зрительные игровые образы. Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить, хорошо или плохо если у ежа есть колючие иголки. В процессе беседы с детьми выяснили, что для ежа -это хорошо, так как ему удобно носить грибы и ягоды на иголках, а так же зашищаться от врагов (лисы, волка, медведя) А ребятам, которые хотят погладить ежа, не очень хорошо- уколишься. Или, разгадывая загадку «Летом серенький, зимой- беленький» я, не только сообщала детям, что шубка зайчика становится белой, а акцентировала внимание детей на причине, по которой это происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред дети смогли определить сами.

В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно-оченочного опыта поведения в природе мы вкладывает определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждает последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников. Ведь сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети в ней отражают различные стороны жизни, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра -есть средство познания ребенком действительности.

Остановлюсь на некоторых играх, известных многим педагогам, которые применяются мною в работе с детьми над данной темой.

Игры на развитие чувственного восприятия: «На что похоже?» (ассоциация по цвету, форме, размеру) «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?», «Узнай по описанию» (по контуру (животные) овощи или фрукты) В данной деятельности использую схемы, модели, символические рисунки, сюрпризные моменты, игру «Чудесный мешочек»

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира:

«Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Дерево во все времена года» «Кто медведя весной разбудил?» и другие. Использую картинки, альбомы, плакаты.

Игры по формированию основ экологического смосознания:

«Что будет, если...?», «Хорошо- плохо», «Один-много», «Откуда пришел пожар?», «Если бы я стал цветочком, бабочкой, зайчиком?» (дети рассуждают, как бы они вели себя, какие эмоции ощущали, чего бы боялись и чему бы радовались, где бы жили и т. д.)

Игры на развитие навыка, анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска: «Части — целое», «Да-нет», Летает- не летает», «Собери животным корм на зиму» (в этой игре дети должны не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собрать)

Для поддержания интереса и вызова эмоционально-положительного отклика у детей использую так же загадки, потешки, небольшие стихи, физминутки и пальчиковые игры.

Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с миром природы, важным условием ее эффективности считаю взаимосвязь с родителями. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животным миром — это и кошки, и собаки, и рыбки и т.д. Поэтому таким родителям мною даются рекомендации по использованию художественной литературы природоведческого содержания, по организации взрослыми совместных наблюдений, игр на прогулке или по дороге домой из детского сада, по содержанию животных в домашних условиях и привлечению ребенка к работе по уходу за домашними любимцами.

Кроме того, родители не должны забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы о животном и растительном мире, подавать собственный положительный пример. В целях педагогического просвещения родительский уголок обогатился консультациями на тему: «Значение домашних животных в нравственном воспитании ребенка», «Правила поведения с животными», «Наши любимцы», «Летний отдых», «Ядовитые растения, грибы и ягоды», «Птицы- наши друзья». Была создана папка — передвижка «Лекарственные растения», организована выставка к ниг природоведческого содержания, так же выставка книг о природе родного северного края, жизни животных и растений на Кольском полуострове. Организация выставки поделок из природного материала «Осенние фантазии».

В группе создан «Уголок живой природы», где содержатся растения, за которыми дети приучены ухаживать: поливать, рыхлить землю, собирать сужие листики.

Для развития гуманистических черт личности ребенка, способности сопереживать, бережно относиться к природе провела природоохранные акции: «Накорми птиц зимой». «Посади дерево». Провела ресурсосберегающую акцию «Волшебная капля».

Таким образом, можно сделать вывод, что начиная формирование экологических знаний у детей с младшего дошкольного возраста, мы способствуем активизации словаря, развитию психических процессов, таких как: память, воображение, мышление, внимание, повышающих в будущем уровень экологической культуры, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Экологические знания влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу, воспитывают гуманистические отношения к окружающей среде, формируют экологические представления у младших дошкольников.

Просмотров: 741
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Коломыльцева Галина Витальевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений «Что мы знаем о воде» (средняя группа)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь