Ребенок растет и развивается в окружающей среде, приобретает необходимые знания и умения. В младшем возрасте интенсивно развиваются сенсорные способности и наглядно – образное мышление детей. Максимально эффективно это происходит на фоне процесса восприятия природы.
Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
В ознакомлении детей с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.
В работе с детьми младшего возраста, по данному разделу решаются задачи по формированию первоначальных представлений о явлениях природы; ознакомлению детей с живой и неживой природой (растениями, домашними и дикими животными, рыбками, лягушками); формированию элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и плохих поступках; воспитанию бережного отношения к природе; умению устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
Анализируя образовательные программы можно отметить, что ознакомление детей с природным окружением актуально во всех программах.
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. Реализуя задачи познавательного развития детей во второй младшей группе я использую методики Николаевой С.Н., Соломенниковой О.А., для проведения опытнической деятельности – пособия Дыбиной., в пособии Зениной Т.Н. я использую циклы наблюдений за живыми объектами, в пособии Серебряковой Т.А. – моделирование.
Кроме методической литературы в работе по данному разделу я использую разнообразный дидактический материал, макеты «Наш лес», «Птичий двор», макет дерева с символами погоды сделаны своими руками и с помощью родителей.
Основное обучение детей проходит традиционным способом во время занятий. Специально организованные занятия с детьми по данному разделу во второй младшей группе мы проводим один раз в месяц – с сентября по май. 1 раз в квартал используем интегрированные занятия. Ежегодно проводим экологические праздники.
Работа по данному направлению осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых в процессе целевых экскурсий, циклических наблюдений, бесед, чтения художественной литературы экологического содержания, различных играх (сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных), трудовой (в уголке природы и на участке), продуктивной деятельности, а также в поисково – познавательной деятельности детей.
Полученные знания в указанных видах деятельности, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, используя имеющиеся в группе материалы. Игры, пособия, модели, книги, макеты, которые использовались на занятиях и в совместной деятельности всегда доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В природном уголке групповой комнаты находятся разные модели, с которыми мы знакомим детей ближе ко второй половине года. Например, при рассматривании рыбки или кошки мы выделяем их отдельные части тела, дети находят эти части на модели, таким образом уточняя и закрепляя знания о внешнем виде живого объекта. При рассматривании комнатных растений мы выделяем цвет, количество, величину и поверхность листьев, стебель, выстраивая эти признаки в ряд с помощью сенсорных моделей. После наблюдения за деревьями мы используем модель приспособления деревьев к смене сезона. Эти модели обеспечивают детям определенный запас знаний, информации, необходимой для того, чтобы понять модель. Демонстрацию модели всегда сопровождаем рассказом.
Работа по данному разделу строится на принципах системности и последовательности. На первом этапе ознакомления детей с явлениями природы мы используем наблюдения, подводя детей к пониманию того, что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. Мы знакомим детей с характерными особенностями времен года, учим замечать их изменения. При описании явлений природы часто используем стихи, песенки, потешки, загадки. В процессе чтения произведений учим детей подмечать характерные особенности того или иного природного явления. А так же формируем у детей потребность отражения увиденных объектов природы в своих рисунках.
Знакомим детей с растениями, растущими в нашей местности. Сравниваем по внешнему виду листья различных растений. Для закрепления знаний проводим игры «Четвертый лишний», «С какого дерева лист» и др.
Например, рассматривая с детьми одуванчики, используем художественное слово, отмечаем части растения, проводим подвижную игру «Одуванчики», рассказываем и приучаем детей не рвать без надобности растения, объясняем, что для корма животным можно рвать траву только в специально отведенных местах.
В уголке природы знакомим детей с комнатными растениями, учим ухаживать за ними, обращаем внимание на сезонные изменения состояния растений, рассказываем, что во время ухода за комнатными растениями нужно ласково разговаривать с ними, чтобы они лучше росли.
Знакомя детей с живой природой, показываем детям взаимосвязь растительного и животного мира. В младшей группе мы продолжаем знакомить детей с некоторыми домашними животными, особенностями их передвижения, поведения и питания. У нас в детском саду дети имеют возможность постоянного общения с кошкой Муркой и собакой Веркой.
Знакомство детей с другими домашними животными и их детенышами проходит через рассматривание картин с их изображением.
В процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций и игрушек мы продолжаем знакомить детей и с дикими животными: зайцем, лисой, медведем. После рассматривания картин, просмотра видеоматериалов мы беседуем с детьми о том, кто из них видел этих животных в действительности (например, в зоопарке) и предлагаем поделиться своими впечатлениями.
С животными, которые живут в лесу, мы знакомим детей не только в процессе чтения книг, рассматривания иллюстраций, но и при инсценировании сказок, в сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных играх с природоведческим содержанием.
На следующих этапах ознакомления детей с природным окружением,
мы привлекаем детей к выполнению трудовых поручений, организуем коллективный труд или труд по подгруппам (например, собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, собрать песок лопатками, убрать снег с дорожек, или смести его со скамеечек).
В уголке природы дети нашей группы также выполняют индивидуальные поручения (поливают цветы из лейки, приносят корм для рыбок под присмотром взрослого, кормят рыбок, протирают крупные листья растений влажной тряпочкой). Дети наблюдают за пересадкой комнатных растений, для закрепления знаний о растениях мы проводим дидактические игры «Найди такое же растение», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Найди растение с мелкими листьями» и наоборот.
По результатам наблюдений мы учим детей анализировать и делать элементарные выводы об окружающем мире (например, что животных надо кормить, растения поливать и т.д.).
Мы проводим с детьми разные опыты, доступные их пониманию (со снегом, с песком, с камнями, с веточками деревьев, с осенними листочками, с водой, льдом). Например, с помощью формочек, мы с детьми делаем зимой цветной лед, с помощью печатки – тычка – наносим на снег различные узоры, печатаем следы на снегу и т.д.
В процессе игр с песком, водой, снегом закрепляются знания детей об их свойствах и приобретаются знания детей о значении воды для человека, животных и растений.
Проводимая работа с детьми дает неплохие результаты. Сравнительная диагностика показывает улучшение показателей уровня знаний детей о растениях и явлениях живой природы на 20% — высокий уровень, на 30% — средний уровень и низкий с 60% снизился до 7%. Уровень знаний детей о животном мире показал повышение % детей с высоким уровнем на 21%, средним на 22% и детей с низким уровнем знаний стало на 40% меньше. Показатели уровня сформированности элементарных представлений о хороших и плохих поступках детей изменился также в лучшую сторону: высокий уровень в конце года вырос на 15%, средний на 30%, низкий уровень с 60% упал до 2%.
Велика роль родителей в воспитании у детей положительного отношения к природе. В родительском уголке имеется информация для родителей по сезонной тематике. В устной и печатной форме мы даем советы родителям, на что обращать внимание при посещении различных объектов природы: в парке, на речке, в лесу, на даче.
Советуем им обязательно посетить с детьми зоопарк, рассказываем родителям, что необходимо отметить при наблюдении за тем или иным животным, приглашаем цирковые коллективы в детский сад, где дети также знакомятся с разными животными. Так же советуем родителям совместно с детьми просматривать телепередачи природоведческого содержания, рассматривать и читать с детьми книги и рассказы о животных, разъяснять им, как нужно беречь и любить все живое, тем самым обращаем внимание самих родителей на соблюдение данных установок.
Знакомим родителей с экспериментированием, которое можно организовать в домашних условиях, какие игры и наблюдения можно проводить с песком, водой, снегом.
В детском саду родители принимают участие в конкурсах по изготовлению поделок из природного материала, из овощей, выполняют совместно с детьми картины из сухих листьев, из самодельных цветов.
Родители являются частыми гостями на экологических праздниках, посещают занятия в группе. Ежегодно помогают нам оформлять в группе фотовыставки об отдыхе детей на природе и т.п.
Все виды деятельности, организованные в детском саду направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться и в повседневной жизни.
|