Цель: обобщить и систематизировать знания детей об окружающей природе.
Задачи:
обучающие:
- расширить знания детей о лесе и его обитателях
- расширить знания детей об убежищах в природе различных видов животных
- закрепить знания детей о цветах и месте их произрастания
- упражнять в дифференциации садовых и луговых цветов
- расширить представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
развивающие:
- развивать связную речь и активный словарь
- активировать словарь по теме «насекомые»
- развивать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки и придумывать новые
- развивать общую и мелкую моторику, сочетать движения с речью
- развивать познавательную активность, ориентацию в поведении и деятельности детей
- развивать память, сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, воображение, внимание
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи и бережного отношения к своим товарищам
- формировать навыки экологической культуры воспитанников
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предварительная работа: дидактические игры «Что лишнее?», «Что пропало?», «Экологические цепочки», «Варим варенье из фруктов»; чтение рассказов о животных, птицах, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке, беседы о животных, о птицах, о насекомых, о цветах, о деревьях, о грибах и ягодах, отгадывание загадок, складывание разрезных картинок, проведение эстафет, прослушивание записей пения птиц, звуков природы, разучивание движений под текст песни «У жирафа пятна, пятна...», рассматривание листьев различных деревьев, лепка, рисование насекомых.
Материалы и оборудование: корзины, «ягодки-очки», карточки с изображением цветов, картинки с изображением насекомых, разрезные картинки с изображением грибов, картинки с изображением ягод, мяч, мешочек; плоды деревьев: желудь, каштан, крылатки клена и ясеня, семена липы; картинка с изображением лисенка, картинка с изображением зайчонка, игрушки животных, магнитофон, записи музыкальных произведений, макет леса средней полосы, макет природы жарких стран, картинки с изображением берлоги, дупла, норки, хатки; шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц, солнца и снежинки; контурные рисунки бабочек.
Ход занятия:
Ведущий: Дети, послушайте стихотворение Валентина Берестова
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни!
Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда!
Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом!
Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти Никогда!
Зеленые долы, леса и поля, И синяя в море вода.
- Скажите о чем это стихотворение? (ответы детей)
- Конечно, о природе. Сегодня мы с вами проведем викторину и называется она «Знатоки природы».
- Сейчас мы разделимся на 2 команды: «Зайчата» и «Лисята».
- Мы отправляемся в интересное путешествие в мир природы. Вас ждут разные задания и игры. Команда, которая лучше справится с заданием, получит очко (ягоду).
Ведущий: Начинаем наше путешествие с остановки — «Грибы-ягоды». Ребята вы с родителями ходили в лес по грибы? (ответы детей). Какие грибы растут в лесу вы назовете, отгадав загадки:
Очень дружные ребята, У пенька растут... (опята).
Не спорю, не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно в березовой роще... (подберезовик)
Где хвоинок многовато, Поджидают нас... (маслята)
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный... (мухомор)
Под осиной гриб тот, дети, В ярко-красненьком берете... (подосиновик)
Осень в лес приносят летом, Ходят в рыженьких беретах, Очень дружные сестрички, Золотистые... — (лисички)
Ведущий: А теперь вы, уважаемые родители, придумываете загадки о грибах. Каждая команда придумывает по загадке.
Ведущий: Ребята, какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые).
- Что значит ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)
- Ребята, а какое главное правило для людей собирающих грибы ( «не знаешь гриб-не клади в корзину»)
Следующее задание — «Сложи картинку». Команды должны сложить целую картинку из частей. Какие грибы изображены на картинках, которые вы собрали? (ответы детей).
Игра с мячом «Назови варенье»
Ведущий: Кроме грибов на лесных полянах созревает много ягод. Какие ягоды вы знаете? (ответы детей). Из ягод можно сварить варенье. Называют: Малина, варенье из малины — малиновое. Вишня, варенье из вишни — вишневое. Слива, варенье из сливы — сливовое. Земляника, варенье из земляники — земляничное. Калина, варенье из калины — калиновое. Черника, варенье из черники — черничное. Брусника, варенье из брусники — брусничное. Ежевика, варенье из ежевики — ежевичное. Клюква, варенье из клюквы — клюквенное. Костяника, варенье из костяники — костяничное. Смородина, варенье из смородины — смородиновое.
Ведущий: Молодцы! Мы отправляемся дальше и на пути у нас остановка — «Деревья и цветы».
Ведущий: — Ребята, назовите деревья, которые растут в наших лесах?
- Какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Почему надо беречь лес людям?
Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева «детки»?
Вы будете по одному вытаскивать из «Волшебного мешочка» плод, называть его и дерево на котором он созрел. Помните, что за правильные ответы начисляются очки (ягоды).
Ведущий: А теперь конкурс для родителей «Я знаю пять названий деревьев». Игра проводится с мячом.
Ведущий: Вы любите цветы? Какие вы знаете цветы? (ответы детей)
Сейчас мы поиграем в игру «Собери букет». Команда «Лисята» будет собирать букет из луговых цветов. Команда «Зайчата» будет собирать букет из садовых цветов.
На ковре разложены карточки с изображениями садовых и луговых цветов. По команде ведущего дети с родителями собирают «букеты» цветов в корзинки. Побеждает та команда, которая первая выполнит задание и правильно соберет необходимые цветы. После выполнения игрового упражнения ведущий предлагает детям назвать цветы, изображенные на картинках.
Ведущий: Молодцы! Все справились с заданиями. Мы прибыли на остановку
- «Животный мир».
Ведущий: Ребята, скажите, какие животные живут в нашем лесу? Какие животные живут в жарких странах? (ответы детей) Посмотрите, как много животных. Здесь есть животные жарких стран и животные наших лесов. Давайте их распределим по месту обитания. Команда «Лисята» выставляет на макет животных жарких стран, а команда «Зайчата» животных наших лесов.
Дети выполняют задание.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный. Для этого мы будем исполнять «Танец зверей». Звучит песня «У жирафа пятна, пятна...», дети выполняют движения по тексту.
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живет?» На столах лежат картинки. Сейчас команды по очереди называют животных. Называет команда «Лисята» (дети отвечают: бобер, белка). Называет команда «Зайчата» (дети отвечают: лиса, медведь). А теперь нужно будет найти убежища для животных. Команды ищут убежища для своих животных.
Дети выполняют задание. Ведущий подводит итоги конкурса.
Ведущий: Ребята, а кто нас радует в лесу своим пением? (ответы детей)
- Правильно, птицы громко и весело щебечут на разные голоса. Вот мы с вами и добрались до остановки «Птицы – наши друзья». Послушайте внимательно и узнайте какая птица поет; за правильный ответ вы получите 1 очко (ягодку). Прослушивание записи пения птиц: соловья, кукушки, дятла и т.д.
Ведущий: Молодцы ребята! Угадали названия птиц по голосу, за правильные ответы получайте очки-ягодки.
Ведущий: Ребята а какие птицы бывают? (ответы детей: перелетные и зимующие). Назовите их. Теперь, ребята давайте поиграем в подвижную игру «Перелетные и зимующие птицы». Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
«Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» — к
Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы были внимательными, ловкими. Каждая команда получает очки-ягодки, собираем их в корзину и отправляемся дальше.
Ведущий: — Мы прибыли на остановку «Насекомые». Ребята, каких насекомых вы знаете? (ответы детей)
- Предлагаю вам игру «Угадай, кого не стало?»
Ведущий раскладывает на столе 5-6 картинок. Дети их называют. Затем взрослый предлагает детям закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Дети открывают глаза. Сначала угадывает команда «лисята».
Если команда не справляется с заданием, ведущий спрашивает у команды «зайчата», какая картинка пропала. Затем задание повторяется. Первой угадывает команда «зайчата».
Ведущий: А теперь конкурс «Укрась бабочку».
Каждый ребенок с родителем украшает бабочку. Команда, лучше выполнившая задание, получит очко (ягодку).
Дети с родителями выполняют задание. Ведущий сравнивает бабочек. Каждая команда получает очко-ягодку.
Итог
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, выполнили все задания и дружно играли. Вы настоящие знатоки природы. А теперь, давайте, сосчитаем сначала все ягодки, которые собрала команда «Зайчата». (Считаем ягодки-очки). Сосчитаем ягодки, которые собрала команда «Лисята».
- Ребята, в нашей викторине сегодня победила дружба. Обе команды старались, поэтому вас всех ждет сюрприз. Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем ее, и посмотрим, что будет дальше.
Ягоды «превращаются» в конфеты.
- Смотрите, ребята, наши очки-ягодки, которые вы заработали, превратились в конфеты. Угощайтесь, все!
Ведущий раздает конфеты.
|