Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ЭОР с детьми старшей группы с ОНР по теме «Пожарная безопасность в природе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 378» городского округа Самара
Воспитатель: Могилюк Н.В.
Цель: Формировать представление детей о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья, сформировать чувство опасности огня.
Задачи:
- Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь и как человек научился управлять им.
- Закреплять знания о возникновения пожаров.
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду пожарных.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, умение выделять и называть признаки предметов.
- Воспитывать уверенность в своих действиях, смелость, умение слушать, чувство ответственности за свои поступки.
Словарная работа: пожар, кислород, команда профессионалов пожарных, ядовитые вещества, баллончики, взрываются, уголь, искра.
Материалы: презентация к конспекту, мультимедийный оборудование, предметы бытовой химии (баллончик с лаком, банки с краской). Металлический поднос, свечи 4 штуки, кусок плотной ткани, вода, песок, земля; бумажные листочки с заданием.
Предварительная работа: чтение произведения Л.Толстого «Пожарные собаки», просмотр видеофильмов о лесных пожарах, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угадай профессию», «Правила пожарной безопасности».
Ход НОД
Воспитатель: предлагает детям отгадать загадку:
На привале нам помог: Суп варил, картошку пёк, Для похода он хорош, Да с собой не понесёшь. (огонь, костёр) Слайд 1
Воспитатель: Ребята, так о каком помощнике говориться в загадке?
Костры согревали наших предков, помогали готовить еду, защищали от диких животных, от врагов. И сегодня мы тоже любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать. Слайд2
- Кто из вас видел как разжигают костёр?
- Кто из вас разжигал сам?
- Как вы это делали?
(ответы детей)
Но не надо забывать, что костёр, если за ним не присматривать, может принести беду. Некоторые из вас, наверное, видели по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает всё живое – деревья, траву и маленьких птенчиков в гнёздах и зверей, которые не смогли спастись. Слайд 3
Конечно, сами по себе пожары не возникают. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по-нашему недосмотру на свет появляется «злой огненный джин».
- Скажите от чего в лесу может возникнуть пожар?
(ответы детей)
Кто-то обронил спичку, не погасил разведённый костер, бросил не потушенную сигарету. Слайд 4
Воспитатель: Верно! Сначала огонь маленький, тлеющий, но потом начинает расти: больше и больше и может разрастись до огромной огненной стены, уничтожая всё на своём пути. (Показ иллюстраций с изображением пожара). Вот послушайте, что говорит об этом сам огонь: Слайд 5
Я – огонь, Я – друг ребят, Но, когда со мной шалят, Становлюсь тогда врагом И сжигаю всё кругом. Слайд 6
Сейчас я вам загадаю загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожара.
В воду идёт красный, А из воды – чёрный. (Уголь). Слайд 7
Я мала, да зла Чуть-чуть свечу, Иногда так упаду, Что много горя принесу. (Искра). Слайд 8
Воспитатель: Костёр – это опасность не только для леса, но это опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности можно пострадать.
- Что может случиться с человеком около костра? (ответы детей).
Ожог, если мы схватимся за уголёк или сунем руку в огонь, несомненно обеспечен. Но многие из вас говорили, что для разведения огня собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят они тоже по-разному.
Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола во время горения плавится и надувается, образуются пузырьки, которые лопаются. Брызги разлетаются в разные стороны. Если вы будете близко находиться около костра, то горячие брызги смолы могут попасть вам на кожу, в глаза и нанести вред. Слайд 9
- Итак, давайте запомним несколько правил (при назывании правил идёт демонстрация слайдов).
- Нельзя разводить костры без взрослых! Слайд 10
- Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте! Слайд11
- Нельзя близко стоять около костра! Слайд 12
- Нельзя бросать в костёр опасные предметы! Слайд 13
Воспитатель: Всегда интересно бросить в горящий костёр банку, пакет, пластиковую бутылку или ещё что-нибудь и стоять, смотреть, что же будет. А вот этого делать нельзя! Каждый предмет при нагревании ведёт себя по-разному: баллончики взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнём несут в себе опасность.
- Но если случится пожар. Как нужно себя вести?
- Что делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, лесной пожар потушить сложно самостоятельно. Тут нужна работа команды профессионалов – пожарных. Слайд 14
- Кому нужно сообщить о пожаре и что нужно сказать?
(ответы детей). Слайд 15
- Итак, у нас появилось ещё одно правило:
5. Если вы развели костёр, то уходя, нужно его потушить. Слайд16 — Как можно потушить огонь в лесу?
(ответы детей).
Опыт: показать детям возможность тушения пламени разными способами (вода, песок, земля, плотная ткань). Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает её.
- Ребята, представьте, что (свеча) это пламя костра, вам нужно его потушить. Чем легко это сделать? (водой)
Один из детей заливает пламя водой (ёмкость – опрыскиватель для цветов).
- А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения.
Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает детям затушить пламя: сначала песком, затем землёй.
Воспитатель: Почему вода гасит огонь? (ответы детей) Казалось бы, очень простой вопрос. Но на него не так-то легко ответить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит ему «перекрыть» кислород, и он начинает «задыхаться» и гаснет. Вода, попадая на огонь, превращается в пар. Густые клубы пара оттесняют воздух, и без него огонь затухает. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к парящим веткам. Поэтому неважно, чем огонь тушить – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
Можно погасить пламя и плотной тканью, например, одеялом, так часто делают, если нужно погасить одежду на человеке. Воспитатель показывает данный способ тушения свечи.
Слайд 17 Посмотрите на эти предметы (одеяло, вода, песок, спички) и найдите один лишний предмет. А почему вы решили что спички здесь лишние? Ответы детей: (водой, песком, одеялом можно потушить огонь, а от спичек пожар может начаться)
Слайд 18 Выберите пожалуйста из четырёх номеров правильный номер пожарной службы.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
1. Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой… (пожар). Слайд 19
2. Раз, два, три, четыре, У кого пожар в … (квартире). Слайд 20
3. Дым столбом поднялся вдруг Кто не выключил … (утюг). Слайд 21
4. Красный отплеск побежал Кто со спичками… (играл). Слайд 22
5. Пламя прыгнуло в листву Кто у дома сжёг … (траву). Слайд 23
6. Кто в огонь бросал при этом Незнакомые … (предметы). Слайд 24
7. Дым увидел – не зевай И пожарных … (вызывай). Слайд 25
8. Мы знаем, что пожар – беда, Но всё ж случается порою. Пожарные спешат тогда Чтоб быстро справиться с … (бедою).
9. Крепко помните друзья, Что с огнём шалить … (нельзя).
Слайд 26
Игровое упражнение: «Кому, что надо для работы?»
Задание. Соедини стрелочками человека с предметами, необходимые ему в работе. (выполняют самостоятельно каждый на своём листочке) Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё верно усвоили. Я надеюсь, что вы будете осторожны и внимательны в обращении с огнём. И пожарным никогда не придётся выезжать на лесные пожары по вашей вине.
|