Савина Наталья Анатольевна, воспитатель
Г.Урай , ХМАО-Югра, Тюменская область
Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности».
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
Содержание работы по формированию экологических знаний охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:
- · Развитие элементарных естественно -научных представлений;
- · Развитие экологической культуры детей;
- · Развитие представлений о человеке;
Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.
В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Предлагаю вниманию коллег примерный перспективный план работы по формированию экологических представлений для детей раннего возраста. Педагоги могут дополнять или менять темы и виды деятельности в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.
Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений
(ранний возраст)
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел
|
Задачи
|
Формы организации образовательного процесса
|
Организация среды
|
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
|
Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.
Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка
|
Ознакомление с художественной литературой.
« Дождик,дождик. Лужи» Борисенко М.Г. с.19.
Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.
Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.
Подвижная игра.
« Солнышко и дождик»
|
Формочки для песка,емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.
Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.
Вертушки, флажки по кол-ву детей.
Зонт.
|
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
|
Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.
|
Ознакомление с окружающим.
« Падают листочки» Карпухина Н.А. с.13
Прогулка.
«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.
Сбор осенних листьев.
Подвижная игра.
« Листопад»
|
Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.
Осенние листья.
|
ЖИВОТНЫЙ МИР
|
Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.
Реагировать на появление животных положительными эмоциями.
|
Ознакомление с окружающим.
« Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» С.Л. Новоселова с 68
Индивидуальная работа.
« Серенькая кошечка» Карпухина Н.А.с. 20
Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.
Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».
|
Игрушка- петушок и собачка.
Игрушки- кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.
Игрушка- кот, собака.
|
ЧЕЛОВЕК
|
Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
|
Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»
Часть занятия
« Где глазки, носик?»
|
Зеркало.
|
Литература:
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005..
2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. - Воронеж, 2006. с.
3. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.
4.Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.
5.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.
6.Николаева С.Н . Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез, 2004г. 91 с.
7.Новоселова С.Л.Дидактические игры для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977, с.68
8.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г
9.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.
|