Выполнила Семенихина Наталья Васильевна Киселевск 2017
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить. Должна быть чистою Земля и небо чистым быть. А Землю эту, не щадя, терзал за веком век И брал всё только для себя «Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать «Природную среду», Но почему ж так поздно мы почуяли беду? Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю – Можешь только ты,
Разумный человек!
Скачать конспект
Лена Зеленина.
Актуальность проекта. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего ДОУ встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников.
Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях
- работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- Развить у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности.
- Учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам.
- Сформировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой.
- Сформировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде.
- Вовлечь родителей в совместную работу по охране природы.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ — семья.
Паспорт проекта
Тип проекта: социально-образовательный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 12 месяцев.
Формы работы в ДОУ и семье
В ДОУ
1. Беседы педагога с детьми:
- познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру
- пробудить чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Непосредственно-образовательная деятельность.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы». (на празднике осени)
Познавательное развитие:
- рассказы из личного опыта
- беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
- выпуск плакатов и стенгазет
В семье:
1. Беседы отца и матери:
«Лес — важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес — кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6. Организовать показ костюмов. (Для их шитья использовался бросовый материал)
Оборудование: фотоаппарат, компьютер, интернет, видеокамера.
Материально-техническое обеспечение:
- предметно — пространственная среда отвечает современным требованиям
- уголки природы в группах
- огород на территории ДОУ
- огород на окне
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.)
- библиотека книг с экологическим содержанием
- костюмы животных, растений.
Ожидаемые результаты
У детей:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
У педагогов:
- приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников
- пополнится развивающая среда в группе
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
У родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей
Продукт проекта:
- презентация проекта: «Дошколята друзья и защитники природы»
- книга «Волшебные сказки по экологии»
Этапы реализации проекта
- этап — подготовительный: определение цели и задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта, проведение диагностики.
- этап — основной: поиск ответов на поставленные вопросы.
(составление перспективного плана работы с детьми и родителями, разработка конспектов НОД, экспериментальная деятельность, проведение экологических праздников).
3 этап заключительный: обобщение и анализ результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Перспективный план работы
Сентябрь — ноябрь
1-й блок.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».
2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».
Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.
«Поздняя осень».
Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.
3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти названия деревьев.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».
6-й блок. Занятия
1. Развитие речи:
- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».
Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.
- «Литературный калейдоскоп».
Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.
2. Художественное творчество.
- «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений».
Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.
- «Осень золотая» (рисование).
Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).
- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы).
Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.
3. Познание
- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие).
Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.
7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
- Разучивание с детьми стихотворений.
- Беседы, чтение художественной литературы.
- Подбор иллюстраций, открыток, фото.
- Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).
- Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
- Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
- Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
- Выставка «Осенняя фантазия».
Декабрь — февраль
1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».
2-й блок. Экскурсия в зимний лес.
Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:
воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»
Прогулки зимой.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».
Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».
Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».
6-й блок. Занятия
1. Развитие речи:
- «Зимние развлечения».
Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.
- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»
Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.
- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки; развивать пластику в движениях.
2. Художественное творчество.
- «Дети на прогулке зимой» (лепка).
Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.
- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).
Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.
- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка).
Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.
- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».
Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.
- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).
Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.
- «Времена года» (рисование).
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.
3. Конструирование.
|